Вода в природе и жизни человека

«Она есть повсюду; она соприкасается с прошлым и готовит будущее; она струится под полюсами и присутствует на больших высотах. Если есть что-то поистине загадочное на этой планете, так это вода»

Лорен Эйсли

В 7 Г классе всероссийский экологический урок «Вода в природе и жизни человека» стал запуском индивидуальных краткосрочных проектов, которые учащиеся выполнили на проектной неделе, традиционно завершающей учебный год в нашей школе.

Семиклассникам понравился урок. Некоторые задания вызвали затруднения, но тем больше было удовлетворения от их правильного выполнения. Теперь эти ребята знают, что такое «водный след»,  что на производство обычных товаров (тетрадь, джинсы и др.) и продуктов питания (шоколад, мясо, рис и пр.) требуется немалое количество воды, а некоторые цифры поражают воображение. Только разобрав весь цикл производства предметов нашего быта, они начали осмысливать  важность воды и масштабы её применения, задумываться  над её состоянием и рациональным использованием.

Во время физпаузы ребята из слов составили высказывание о воде Питера Блэйка «Земля – водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода – хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды – нет жизни». А в конце урока они  сложили книжку-памятку, в которой собраны все основные советы, соблюдение которых позволит во много раз уменьшить водный след любого человека. Теперь ребята знают, как это важно – экономно использовать воду.

Я познаю МИР (Вода) (1)
Я познаю МИР (Вода) (2)
Я познаю МИР (Вода) (3)

Экоурок задал общую тему проектов семиклассников «Вода в природе и жизни человека». Его содержание позволило выявить социально-значимые проблемы, одной из которых является просвещение населения о водных богатствах региона, об экологических проблемах, связанных с водными ресурсами, и формирование в т.ч. через практические действия экологически целесообразного поведения в повседневной жизни.

За период, отведённый на проектную деятельность, было решено выполнить индивидуальные просветительские проекты, и некоторые из них посвятить уникальным водоёмам нашего региона: озеро Байкал и река Ангара. «Царственные воды Байкала», «Недаром сибиряки величают его не озером, а морем», «В Байкале всё крупно, всё широко, привольно и загадочно!», «Уникальная фабрика чистой воды», «Ангара – одна из самых больших и знаменитых русских рек» – некоторые из предложенных ребятам тем.

В связи с выше изложенным, проекты повысили свою актуальность, приобрели существенную практическую значимость и вот почему. Одной из многочисленных экологических дат является День Байкала. Его принято праздновать в России каждый год. Число, посвященное уникальному природному объекту, является «подвижным». Оно выпадает на второе сентябрьское воскресенье – в 2018 году это 9 сентября. Цель этого праздника состоит в том, чтобы обратить пристальное внимание общественности на важность сохранения этого удивительного природного объекта. Результаты проектной работы было решено использовать для проведения в школе мероприятий, посвящённых Дню Байкала.

После экологического урок, вспомнив, как проходит работа над учебным проектом, проведя самооценку своим проектным умениям, выбрав тему для своего проекта, семиклассники озадаченные отправились домой …

После 3-х дневной работы 26 мая состоялась защита выполненных учащимися индивидуальных проектов о воде. Ребята ответственно отнеслись к подготовке защиты и на хорошем уровне представили свои проекты (посмотреть).

Среди продуктов индивидуальных проектов преобладают презентации PowerPoint, но было и графическое представление информации, демонстрировались умело подобранные видеофильмы. Защита показала, что семиклассникам есть ещё над чем работать, хотя, отвечая на один из вопросов рефлексии «Чему научились при выполнении проекта?», большинство ребят ответили, что закрепили свои умения работать над проектом. На мой взгляд, такая самооценка учащимися своих проектных умений – это результат системной работы педагогического коллектива на протяжении периода внедрения ФГОС нового поколения – реализации образовательных модулей, в рамках одного из которых и прошла завершившая учебный год проектная неделя.

Поздравляю своих учеников с успешным окончанием учебного года и удачной защитой своих проектов. Желаю оздоровительного летнего отдыха, интересных путешествий, ярких и позитивных впечатлений!

Аюпова С.Д., учитель биологии