«Вместе Мы – сила!»

Начинать новый учебный год тренингом на сплочение классного коллектива в рамках дней «введения в школьную жизнь» – давняя традиция нашей школы. В связи с отсутствием у меня классного руководства на этом мероприятии я бываю в разных коллективах. 2018-2019 учебный год, как и окончание предыдущего, я начала с учащимися 8 «Г» класса и его классным руководителем Колмогоровой Сауле Турусбековной.

За лето ребята возмужали, было видно, что стосковались по общению и рады видеть друг друга. Тем не менее, осознание каждым своей роли в сплочении классного коллектива – залог создания благоприятной обстановки в классе и учебных успехов.

Притча – лучший способ заставить задуматься, поразмышлять, порассуждать.

«Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать» – притча, с которой начала тренинг Сауле Турусбековна.

По ходу рассуждений над притчей, ребята подошли к осознанию того, что им надо будет преодолевать трудности в учёбе, межличностных отношениях, в личном. Межличностные отношения как одна из проблем взаимодействия подростков и стали предметом дальнейшего общения.

В ходе тренинга восьмиклассники, разделившись на 2 группы, называли ассоциации на словосочетание «8 Г – это …», по кругу отвечали на вопрос «Что ценного Я могу привнести в наш класс?», писали, что хотели бы изменить в школе, в классе, в себе.

Вместе Мы – сила 1
Вместе Мы – сила 2
Вместе Мы – сила 3

Показательным было упражнение «Дом». Для его выполнения, общаясь между собой, команда должна была построить «дом». Каждый ученик выбирал, кем он будет в этом «доме» – дверью, стеной, окном, потолком, а может быть обоями. Роли в команде надо было распределить так, чтобы «дом» был полноценным и функциональным. Одной из команд не сразу удалось построить свой «дом». Проведение аналогии, помогло подвести ребят к пониманию того, что точно так же как части в доме, каждый ученик является важным звеном в классе. Участникам интересно было узнать интерпретацию их выбора: стены – надежность, крыша – забота, окна – открытость и общение, пол – основа.

В завершение тренинга Сауле Турусбековна предложила подумать и озвучить, что каждый мог бы подарить своему классу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более сплочёнными. А закончила тренинг классный руководитель такими словами: «Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила!».

Я думаю, что запоминающимся событием этого дня для ребят стало знакомство с новым одноклассником П. Иваном. Иван много лет занимается музыкой, и на высоком, можно сказать профессиональном уровне владеет игрой на балалайке, о чём свидетельствуют награды с многочисленных, в т.ч. международных конкурсов. Иван исполнил на балалайке небольшое музыкальное произведение, которое с интересом, любопытством и даже восхищением прослушали восьмиклассники. Лично меня так увлекла игра Ивана, что я забыла о намерении сделать фото. Увлечённость Ивана музыкой для одноклассников пример самоопределения и целеустремлённости. Я думаю, что в нашей школе мы ещё не раз услышим игру на балалайке этого талантливого юноши.

Желаю всем своим ученикам в новом учебном году неиссякаемого творчества, высокой активности в жизни класса и школы, успехов и высоких достижений в учёбе, признания одноклассников, педагогов и родителей.

Аюпова С. Д., учитель биологии