Образовательный интенсив «Мое безопасное лето»

Лето – это калейдоскоп событий и, пожалуй, самая долгожданная пора в жизни школьников, ведь не даром мы часто говорим «Лето – это маленькая жизнь». И несмотря на то, что летние каникулы – большая радость для детей – это еще и причина волнений для родителей. Зачастую дети, предоставленные сами себе, попадают в опасные ситуации.

С целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, исключения формального подхода к профилактике травматизма и несчастных случаев, в школе прошел образовательный интенсив по теме «Моё безопасное лето».

Основные структурные единицы интенсивна – образовательный модуль и рабочая тетрадь (дневник модуля).

Педагогическая цель интенсива – целенаправленное внедрение в образовательный процесс новых методов и технологий, способствующих эффективному формированию у обучающихся практических основ безопасного поведения в быту, на природе, в социуме, в сети «Интернет» и выработке у обучаемых социально полезных знаний и значимых компетенций в сфере личной и общественной безопасности.

Традиционно образовательный модуль открывается торжественной линейкой, её задача создать мотивационный фон для эффективной работы в модуле. Обучающиеся распределяются в творческие группы, дальнейшая работа которых проходит под руководством учителей-наставников.

На протяжении четырех дней обучающиеся изучают, вспоминают, решают задачи и выполняют творческие работы по проектированию своего летнего отдыха под девизом «Каникулы классные, когда они БезОпасные».

Содержание модуля позволяет ученику быть активным участником образовательного процесса.

В первый день образовательного модуля обучающиеся выяснили, что такое безопасность, какие объекты и явления представляют потенциальную опасность для детей и взрослых, написали эссе, а в завершении определили 17 объектов, которые при нарушении правил безопасности из «безопасных» могут стать «опасными». Результаты исследования визуализировали в таблице.

Второй день начали с просмотра учебного фильма «Безопасные каникулы» и дополнением информации об опасностях в таблице предыдущего дня, предварительно проанализировав содержание фильма в группе. Особый интерес вызвала работа с действующими инструкциями и их анализом с использованием метода критического мышления и заполнение таблицы «Знаю-Узнал-Хочу узнать», а также определение типов инструкций к которым относятся инструкции по безопасности для обучающихся.

В этот день было предусмотрено и домашнее задание. Обучающимся необходимо было используя плакат «Безопасное детство», рассказать родителям правила безопасности, которые ребенок должен соблюдать летом дома, на улице, на природе. Особенность данной работы заключалась в том, что оценивали ее родители. Выставленные отметки за знания и полноту ответа, обосновывали в письменной форме.

Третий день был посвящён безопасности в сети Интернет. Для начала разобрали значение понятия «Сеть», особенности сети «Интернет». Работая в группах, обучающиеся составили коллажи по теме «Безопасный Интернет», сняли видеоролики по теме, в публичном пространстве презентовали свои работы. Лучшие работы рекомендованы для показа в летнем оздоровительном лагере.

В заключительный день образовательного модуля, обучающиеся решали кейс-задания. Задания были составлены таким образом, чтобы дети имели возможность, погрузиться в ситуацию, проанализировать ее с субъективных позиций и найти правильное решение. Работая в группах обучающиеся бурно обсуждали задания и пути решения, предложенных ситуации, делали выводы.

В конце каждого дня работы в модуле учащиеся собирались с наставником, чтобы провести рефлексию и выразить свое отношение к событиям дня.

Во время работы в модуле формируются следующие метапредметные умения и навыки: умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей; поиск и выделения необходимой информации; структурирования информации; применения полученных знаний; публичное представление результата.

Мы убеждены, что образовательный интенсив, и 4-х дневное погружение обучающихся в тематику, посвященную безопасности, значительно улучшают качество профилактической работы, минимизируют риски попадания обучающихся в ситуации, связанные с нарушением правил безопасности, повышает уровень социально полезных знаний и значимых компетенций в сфере личной и общественной безопасности.