Главная arrow Карта сайта  
суббота, 21 октября 2017
Гражданское управление новой школой Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Соломович Галина Павловна, директор школы   
воскресенье, 22 ноября 2009

Жизнь всё настойчивее требует от образования глубокого осознания каждого своей ответственности за судьбу отечественного образования в условиях глобализации и выработке идей и рекомендаций, которые способствовали осуществлению поставленной Президентом РФ Д.А.Медведевым задачи неотложной необходимости создания Новой школы.

Недопустимо считать, что Новая школа может быть воссоздана усилиями самой школы и органами управления образованием. Без всесторонних усилий государства, общества и целенаправленного использования потенциала науки столь грандиозной задачи не решить. Но и этих усилий недостаточно.

На мой взгляд, только сотрудничество каждой школы с семьёй каждого ученика может стать основой решения требуемой задачи.

Исходным условием решения задачи является системное раскрытие и осмысление ситуации, в которой оказалось семья и школа. Системный кризис семьи как структурной основы общества, полная социальная растерянность близких людей в новых рыночных отношениях связан с потерей влияния на своих детей, оказавшихся под негативным влиянием социума, неготовность родителей помочь своим детям, уберечь их от жестокой реальной действительности.

Нечто подобное произошло и со школой, если она не разработала свою новую стратегическую задачу сотрудничества с семьей в новых условиях. Двери наших школ города являются открытыми для родителей. Школа – дом мы трактуем так: дети, отец, мать. Наши родители принимают участие не только в каких либо праздничных мероприятиях, но и вырабатывают совместные перспективные планы, программы сотрудничества во имя развития ребенка.

В школах города, управлении образованием состоялась совместная заинтересованность школы и семьи в гражданском становлении ребенка. Постоянное сотрудничество привело к осознанию педагогов и родителей общей конкретной цели «нам не жить друг без друга во имя ребенка».

Систематически проходят встречи школы и родителей, как на городском, так и на школьном уровнях. Темой этих встреч являются условия образования детей в городе. Родители разработали механизм диалога с властью, педагогической общественностью для получения эмпирической информации по проблемам гражданского управления школой, проводят социологическое исследование состояния и развития форм и механизмов гражданского участия в сфере образования.

Исследование показало, что более 50% родителей, отдавая ребенка в школу, преимущественно делают осознанный выбор, имея несколько четких критериев, среди которых основные:

  • школа находится рядом с домом, не нужно ездить (65%);
  • школа дает хорошую базовую подготовку по всем предметам (38%);
  • школа славится своими учителями, выбирают учителей-профессионалов (особенно в начальной школе);
  • школу отличает хорошая эмоциональная атмосфера, добрые уважительные отношения между субъектами образовательного пространства (22%).

Число родителей, которые делают осознанный выбор по сравнению с 2000 годом увеличилось вдвое. В целом родители учащихся считают, что система образования старается учитывать запрос родителей, но не в полной мере (53,3%).

Исследование, проведенное в мае 2009 года показало, что 10% родителей учащихся считает, что в гражданском управлении Новой школой участвуют не все родители, а только группа родителей активистов, которые без поддержки большинства не могут повлиять на деятельность школ города, что-то поменять в укладах школ.
Задача городского родительского комитета, управляющих Советов школ привлечь к гражданскому управлению Новой школой эту группу родителей в новом учебном году. Исследование определило важные направления деятельности школы в учебном процессе, среди не обучающих задач, это: оказание помощи ребенку в социализации, умении успешно общаться и работать с другими людьми, помогать ребенку с выбором профессии, давать начальные профессиональные навыки, предоставлять ребенку возможность дополнительных занятий для развития его таланта.

В настоящее время управляющие, попечительские Советы школ активно участвуют в формировании нового заказа школе – качественного образования.

Ежегодно в нашей школе на родительских конференциях рассматривается вопросы внедрения современных подходов и степени общественного участия родителей на уровне классов, параллелей, в целом по школе.
Ведется работа по обучению классных руководителей, представителей классных родительских комитетов по вопросам организации активной деятельности родителей школы.

В школе создан и активно функционирует управляющий Совет, обеспечивающий общественное участие в управлении школой, развит механизм социального партнерства и взаимной социальной ответственности для развития школы. Ведется работа с родителями школы по пониманию сущности гражданского управления школой. Школа приступила к работе по проекту «Создание системы гражданского образования школе» к обучению родителей, их активному участию в управлении школой. В рамках проекта создана Школьная республика, в которой активное участие принимают все субъекты образовательной практики. Обобщен опыт социального партнерства с семьей, механизмы, обеспечивающие это партнерство.

Логику гражданского участия в управлении школой мы видим в выполнении следующих этапов работы:

  • предъявлении выявленного общественного заказа школе;
  • согласование стратегии его реализации;
  • сопровождение (обеспечение) реализации;
  • контроль, оценка, анализ реализации.

Для позитивных результатов работы по гражданскому участию управлению школой необходим серьёзный контакт. С 1996 года, законодательно закрепленная демократизация образования, заставила нас по новому посмотреть на семью, на её образовательную активность.

Идеальными взаимоотношениями семьи и школы, по мнению родителей, является также, когда администрация выясняет мнение родителей, относительно с учетом интересов семей, информация семьи и общественность о достигнутых результатах и имеющихся проблемах.

Ежегодно в мае проводится анкетирование родителей школы, что ждут они от школы в новом учебном году, на что надеются, чем недовольны, какие видят перспективы, чем готовы помогать. Другими словами, ежегодно выясняется проявление общественного ресурса школы, если его не проявить, он не будет востребован. В сентябре нового учебного года классные родительские комитеты, управляющий Совет строят проекты работы на год, проекты опираются на выявленный в мае общественный ресурс. К этому времени каждый родитель школы получает отчет школы и управляющего Совета о проделанной работе и задачах на новый учебный год. Обычно это происходит 1 сентября, когда родители приходят на торжественные линейки, классные часы или в период проведения собраний по параллелям и классам в период введения в школьную жизнь педагогов, школьников, родителей. В сентябре для увеличения активности участия родителей в жизни школы широко пропагандирует приглашение родителей в школу (посещать уроки, мероприятия, организацию уклада школьной жизни, сложившиеся отношения в школе, питание и многое другое).

Такие встречи организуются с интерактивным участием родителей три раза в год: в сентябре, январе, мае.

В учебном году исследования продолжаются по изучению семей вновь поступивших учеников и первоклассников. Изучается ценностный потенциал семей. Проведённый ежегодно анализ типов семей позволил дифференцировать работу с семьёй.

Педагоги нашей школы считают, что семья – это главная ценность для развития ребенка. Мы все в школе убеждены, что ни семья без школы, ни школа без семьи не могут справиться с тончайшими задачами становления человека.

Администрация школы ежегодно проводит классные родительские собрания, собрания по параллелям доступно, с конкретными примерами объясняет новые механизмы участия родителей в школьном управлении и оценке деятельности школы.

В настоящее время инициатором участия родителей в школьном управлении выступают родители, а администрация школы представляет им необходимую информацию о порядке участия в управлении, помогает им разобраться в нормативных документах и организовать процесс.

Конечно, интересы сторон в основном в школе совпадают, но проявляются и проблемы. На вопрос «готовы ли родители оценивать деятельность учителей?» затруднились ответить на этот вопрос каждый пятый родитель и каждый десятый педагог.

Данный показатель демонстрирует расхождение в оценках родителей и учителей.
Это может служить препятствием для развития плодотворного диалога. Этой проблеме, её решению будет посвящена работа гражданского управления Новой школы.

Расширение общественного участия в управлении образованием – важнейший фактор превращения этой среды в инструмент развития человеческого потенциала и в ресурс социально-экономического и социально-культурного развития нашей Иркутской области.

Добавить комментарий
Имя:Гость
Заголовок:
Комментарий:

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

< Пред.   След. >