Главная arrow Карта сайта  
вторник, 17 октября 2017
Анализ работы творческой группы Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: руководитель творческой группы Сизых Н.С.   
понедельник, 11 января 2010

Анализ работы творческой группы
«Образование в области экологии и здоровья:
национально-региональный компонент. Проект «Апробация»
за 2008 – 2009 учебный год

Творческая группа была организована и начала свою работу в этом учебном году. Цель работы группы: апробировать, разработанные в рамках Байкальского соглашения учебно-методические материалы «Экология учебной деятельности» (региональный компонент экологического здоровьесберегающего образования) для младших классов.

УМК «Экология учебной деятельности: Учусь учиться» представляет собой новый тип учебно-методических материалов по экологическому образованию, разработанный в соответствии с задачами нового стандарта образования. Цель курса в начальной школе - это последовательное и преемственное формирование экологической компетентности в процессе учебной деятельности, общения и социализации. В группу вошли учителя начальных классов (1-е классы), педагог – психолог, педагоги – логопеды, всего 8 человек. Выбор группы учителями был определён необходимостью работы по апробации УМК.

Для достижения данной цели определены задачи:

  1. Обсуждение результатов апробации.
  2. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы педагогов по апробации УМК.
  3. Организация психолого-педагогического сопровождения.
  4. Оформление заключений по результатам апробации.
  5. Формирование у школьников индивидуального, здоровьесберегающего стиля учебной деятельности и общения.

Составлен план работы группы на учебный год. Работа группы строится по направлениям: организационная деятельность, теоретическая подготовка, практико-ориентированная деятельность, представление результатов работы группы. По данным направлениям разработаны мероприятия. Запланированные 6 заседания творческой группы были проведены. На заседаниях группы были определены цели и задач работы группы, спланированы педагогами индивидуальные темы по самообразованию. Три педагога: Гольцварт Н.К., Алексеева М.И., Кривокульская А.В. выбрали тему, связанную с апробацией УМК – «Формирование общеучебных умений и социально культурных компетенций через апробацию рабочих тетрадей «Учусь учиться». Два педага ведут опытно-экспериментальную работу: Сизых Н.С. «Формирование экологической компетенции младших школьников в области Экологии учебной деятельности через апробацию УМК «Учусь учиться» и Минкина Л.М.

Теоретическая подготовка была проведена по темам: «Ознакомление с УМК «Экология учебной деятельности» (выступила Новожилова Е.Ю.), «Выбор и проведение входных диагностик» (Сизых Н.С., Васильева Н.Г.), «Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся» (выступление Мельниковой В.А.)

В 1 классе данный курс не был включён в расписание в качестве отдельного предмета. Занятия проходили через экологизацию разных учебных предметов в виде учебных модулей и были включены в тематику классных часов. Часть заданий дана ученикам в качестве домашнего задания для совместной работы с родителями. Соответствующие темы были внесены в рабочие программы учителей – логопедов. Для этого вначале учебного года все учителя разработали календарно-тематическое планирование по предметам и учли рекомендации автора программы по изучению последовательности тем рабочей тетради «Учусь учиться».

На этапе практической деятельности, участниками группы спланировано взаимопосещение уроков с целью нахождения таких приёмов работы, которые основываются на ведущей деятельности учащегося и связаны с его образом жизни, которые бы формировали стереотипы осмотрительного поведения и развивали умения оценивать последствия своих действий для окружающего мира и самого себя. Занятия и фрагменты занятий были сняты на видео и изучены участниками группы. Активными участниками такой работы, стали Бирюкова Л.П., Сизых, Н.С., Гольцварт Н.К, Мельникова В.А. Были проведены входные и итоговые диагностики образовательных результатов.

Результаты работы группы за учебный год были представлены на городском семинаре «Школа – школе», по теме: «Стратегии и технологии охраны здоровья школьников». На нём выступили Сизых Н.С. и Гольцварт Н.К с представление опыта работы по « Апробации УМК «Экология учебной деятельности: Учусь учиться». В выступлении были использованы видеофрагменты логопедического занятия Л.П. Бирюковой и урока, Сизых Н.С. А так же Сизых Н.С. был проведён урок в 1классе по окружающему миру по теме: «Охрана окружающей среды».

Сизых Н.С. и Бирюкова Л.П. представили конспекты уроков по использованию УМК в своей профессиональной деятельности руководителю межрегионального эксперимента Дзятковской Е.Н.
Сизых Н.С. разместила уроки окружающего мира в 1 классе с использованием УМК в Интернете на информационном портале работников образования – zavuch.info: «Охрана окружающей среды»; « Живая природа. Животные. Разнообразие движений».

В конце года учителям предложено ответить на такие вопросы анкеты:

  1. Есть ли необходимость отделять теоретическую подготовку от практико-ориентированной деятельности?
  2. Ваши предложения по организации работы группы.
  3. Какие трудности возникли по апробации УМК?
  4. Есть ли желание продолжать работу на следующий год?

Изучив ответы участников группы можно сделать такие выводы: 100% педагогов ответили, что удобно разделять теоретическую подготовку от практической деятельности.

В качестве предложений по организации работы группы было предложено состав участников группы определять по желанию.

В ходе апробации рабочей тетради «Учусь учиться» педагоги выделяют такие трудности:

  • Дефицит времени на уроке (задания  тетради объёмны и требуют тщательного подхода для раскрытия содержания).
  • Отсутствие курсовой подготовки.

Желание продолжать работу высказали все педагоги при условии выделения отдельного часа на изучение данного курса.

Вывод: По всему вышеизложенному можно сделать следующий вывод:

  • Удалось использовать УМК «Экология учебной деятельности: Учусь учиться в учебно-воспитательном процессе для учащихся 1 класса;
  • Все мероприятия, запланированные на год, были проведены.
< Пред.