Главная arrow Карта сайта  
среда, 16 августа 2017
Модульно-рейтинговая система обучения в средней школе Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Переляева Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы   
вторник, 02 февраля 2010

Модульно-рейтинговая система обучения в средней школе
как один из инструментов модернизации  образования

Модернизация школьной системы образования в масштабах страны назревала давно – примерно с середины 90-х годов. Это понимали и мы в своей школе. Чтобы не распыляться в решении множества имеющихся проблем, группа педагогов школы определила для себя некоторые приоритетные направления.

Изучив запросы преподавателей филиалов местных вузов, родителей и студентов младших курсов из числа выпускников нашей школы, мы сделали выводы, что серьезным препятствием для адаптации выпускника школы к обучению в вузе является недосформированность у него тех умений и способов учебной деятельности, которые характерны именно для вузовского образования. Анализ опыта работы вузов показывает, что зачастую перед коллективами кафедр стоит проблема оперативной «доподготовки» вчерашнего школьника до уровня минимально необходимого для обучения в том или ином вузе.

Современный студент в большинстве случаев не умеет учиться. Классно-урочная система школы значительно отличается от лекционно-семинарской формы обучения в вузе. Выпускник школы не владеет в должной мере общеучебными умениями, которые могли бы позволить ему достаточно быстро освоить новые для него виды познавательной деятельности. Все, кто работал на младших курсах вуза, хорошо знают, что вчерашние школьники не умеют вести конспект, выделять главное, наиболее важное в учебном материале, не привыкли и не умеют пользоваться другими источниками знаний, кроме учебника и т.д. Всему этому старшеклассников надо учить.

Мы поняли, что, с одной стороны, нужно серьезно усилить внимание к формированию общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков. С другой стороны, в рамках различных форм реализации интеграции школы и вуза в школьное образование следует шире внедрять формы и методы обучения, характерные для вузовского образования – лекции, семинары, лабораторные практикумы, учебное проектирование и др.

Одной из наиболее перспективных форм и методов обучения, которые, на наш взгляд, с успехов можно использовать и в вузе, и на средней и старшей ступенях школы, является модульно-рейтинговая система обучения.

В нашем эксперименте апробируется использование рейтинговой системы оценивания системы как формы организации образовательного процесса. Поэтому мы в эксперименте используем термин «модульно-рейтинговая система».

Внедрение системы потребует достаточно значительных изменений в содержании обучения, структуре и организации образовательного процесса, подходах к оценке качества подготовки учащихся. Прежде всего, изменится структура и форма представления учебного материала, что должно придать образовательному процессу большую гибкость и адаптивность. Привычные для традиционной школы «протяженные» учебные курсы с жесткой структурой уже не могут в полной мере соответствовать возросшей познавательной мобильности учащихся. В этих условиях более адекватной формой организации содержания и учебного процесса может выступить модульная система обучения или активное использование  технологий диалогового взаимодействия.

Для организации содержания модульно-рейтингового обучения учеными-практиками разработан способ структурирования, позволяющий преподавателям осмыслить сущность учебного предмета, создать логическую структуру его содержания, установить межпредметные связи. Использование модулей позволяет «раскодировать» сущность процесса, «увидеть» его, опять «упаковать» и системно заложить в сознание обучаемого. В результате и преподаватель понимает, что он преподает и зачем он это делает, и учащийся осознает, что он принимает и зачем ему это нужно.

Опыт модульного построения содержания обучения достаточно широко распространен во всем мире. Есть он и в нашей стране, прежде всего, в системе вузовского образования.

Модульное обучение требует изменений в текущем и итоговом контроле результатов обучения, поэтому часто говорят о модульно-зачетной или модульно-рейтинговой технологии или системе обучения. При расчете рейтинга удобно опираться на структурные элементы самого предмета, а их, в свою очередь, можно построить, используя модульный подход. Поэтому логично интегрировать рейтинговую систему с модульной. В результате она становится модульно-рейтинговой системой обучения.

В каждом модуле для учащихся представлены критерии, отражающие уровень овладения учебным материалом. С целью подтверждения понимания учеником целей обучения проводится устный и письменный контроль. При выполнении  контроля результатов обучения учащиеся должны правильно ответить, как правило, на 75-80% поставленных вопросов.

Таким образом, система создает условия для эффективной организации обучения с учетом интересов и способностей обучающихся, т.е. реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения. Такая организация учебного материала и учебной деятельности не только в полной мере соответствует идеологии профильного обучения, но и во многом способствует развитию преемственности школьного и высшего образования.

Модульно-рейтинговая система своей направленностью и логикой построения обеспечивает условия для самостоятельной постановки цели самим обучаемым – самоцелеполагания, что и определяет высокую эффективность всей его учебной деятельности.

Анализ литературы, посвященный вопросам организации модульно-зачетного обучения за рубежом, позволяет говорить о том, что в качестве одной из основных функций модульно-рейтинговой системы обучения авторами обязательно рассматривается необходимость развития самостоятельности, самоорганизации, саморегуляции учащихся. Но механизмы, обеспечивающие это развитие, не изучены или не представлены.

Педагоги и психологи нашей школы пытаются адаптировать и проанализировать некоторые из них. Мы приглашаем к сотрудничеству тех коллег из школьного и вузовского секторов образования, которым не только интересна эта проблема, но и имеется опыт, позволяющий её решить.

Переляева В.В.
учитель русского языка
и литературы

Добавить комментарий
Имя:Гость
Заголовок:
Комментарий:

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

< Пред.   След. >