Главная arrow Карта сайта  
четверг, 24 августа 2017
Организация исследовательской деятельности учащихся Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Леонова Наталья Алексеевна, руководитель целевой программы "Интеллект"   
понедельник, 10 мая 2010

Повышение педагогического мастерства учителя в организации исследовательской деятельности учащихся
(из опыта организации работы творческой группы)

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А.Н. Колмогоров, математик, основатель научных
школ по теории вероятностей и теории функций

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зави-сит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить тех детей, которые интересуются различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создание школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Для работы с учащимися в данном направлении нужны подготовленные педагоги. В нашей школе этому уделяется большое внимание. При научно-практическом центре (руководитель Аюпова Светлана Дмитриевна) организована деятельность творческих групп. Одна из творческих групп работала по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся» с целью повышения квалификации педагогов в вопросах организации исследовательской деятельности школьников. Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов через изучение теоретических материалов;
  • знакомство с основными этапами, характерными для исследования в научной сфере;
  • развитие сотрудничества с библиотеками для повышения библиотечно-библиографической грамотности;
  • выявление  детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью;
  • создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся.

Первая такая группа была организована в 2008-2009 учебном году, в 2009-2010 учебном году по заявке педагогов – вторая.

Деятельность творческой группы осуществлялась в течение всего учебного года. Планировались как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях педагоги более глубоко изучили методику ученической исследовательской работы, планирование содержания исследования и этапов его проведения, познакомились с требованиями к правильному оформлению исследовательской работы и списка литературы. Одно из занятий было проведено по теме «Интернет в научно-исследовательской деятельности школьников», что очень важно в настоящее время. Полученные теоретические знания педагоги внедряли в практику. Выявив детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, определили проблемы в той или иной области, темы исследовательских работ, цели и задачи, план действий. Результаты работы представлялись на школьных, городских и региональных научно-практических конференциях учащихся.

Активно к деятельности творческой группы в 2009-2010 учебном году подключились молодые педагоги, социальные педагоги, педагоги-психологи, которые имеют недостаточного опыта в организации исследовательской деятельности учащихся.

Следует отметить, что деятельность творческой группы педагогов эффективно сказалась на результатах. Увеличилось не только число участников конференций, но и число дипломантов.

Итоги участия школьников в городских научно-практических конференциях школьников (2009-2010 учебный год)

Классы

Количество работ, представленных к защите

Награждены дипломами
1-ой степени

Награждены дипломами
2-ой степени

Награждены дипломами
3-ой степени

Всего

3-4 классы

13

2

5

3

10

5-8 классы

9

3

-

3

6

9-11 классы

9

3

2

1

6

Итого

31

8

7

7

22

В прошлом учебном году дипломами были награждены 16 учащихся 3-11 классов.

Отрадно отметить, что те педагоги, которые посещали творческую группу в прошлом учебном году, продолжили успешно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися. Это такие педагоги как учитель экономики Ларин М.С., учитель физики Белянина А.Г., учитель математики Шарапкова Н.Е., учитель географии Артемьева Е.В., учитель истории Браун Ю.В., учитель биологии Никитенко Л.П.

Исследовательские работы, выполненные под руководством Ларина М.С., Беляниной А.Г., Артемьевой Е.В., учащиеся представляли на региональные научно-практические конференции в гг. Иркутске и Усолье – Сибирском, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского (заочный тур), где получили положительную оценку.

Благодаря повышению профессиональной компетентности в вопросах организации исследовательской деятельности учащихся педагоги – члены творческой  группы – были не только членами экспертных групп школьных научно-практических конференций, но и рецензентами исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений города и района, представляемых на городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее, Юниор!».

Для передачи полученных знаний участниками творческой группы оформлены результаты своей деятельности:

  • изготовлены буклеты о деятельности группы;
  • подготовлена презентация «Исследовательская деятельность в школе № 8»;
  • разработана примерная модель организации исследовательской работы с детьми;
  • обобщен опыт работы учителя физики Беляниной А.Г.
  • подготовлена брошюра «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе».

В нашей школе большое внимание уделяется привлечению к исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Для педагогов начальных классов тоже создана творческая группа (руководитель Маслова Александра Алексеевна), которая занимается вопросами организации исследовательской деятельности с младшими школьниками. Учащиеся 3-4 классов с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью под руководством своих педагогов в сотрудничестве с родителями. На первой городской конференции юных исследователей (февраль 2009г.) учащиеся нашей школы успешно защитили свои работы. Дипломантами первой степени стали Аниканова Маша (3 «Б» класс) и Иванов Андрей (4 «М» класс), дипломами второй степени были награждены Алексеева Полина – ученица 3 «А» класса и Кофман Света – ученица 4 «М» класса. В марте 2010 г. на второй конференции юных исследователей наши ребята принесли школе уже 10 призовых мест. Дипломами первой степени были награждены 2 учащихся, дипломами второй степени – 5, дипломами третьей степени – 3. Положитель-ный результат налицо.

Отрадно то, что руководителями детских исследовательских работ являются педагоги и родители. В настоящее время прорабатывается вопрос о преемственности в организации исследовательской деятельности учащихся. Перед педагогами подростковой школы ставится задача продолжить работу с учащимися 5-ых классов, которые в начальной школе занимались исследовательской деятельностью. Очень важно не потерять этих детей, а дальше развивать их исследовательские умения и навыки.

< Пред.   След. >