Главная arrow Программы arrow Школа - территория здоровья  
четверг, 19 октября 2017
Школа - территория здоровья Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: PAKART   
вторник, 11 ноября 2008

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной инновационной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, т.е. осуществление комплексного подхода к проблеме имеет прямое отношение к результатам обучения. В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей. При этом здоровье нами рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в общества.

Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, педагогический коллектив школы в своей повседневной работе придерживается следующих принципов:

  • от каждого по возможностям;
  • создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
  • формирование индивидуального стиля здорового образа жизни для продуктивности и продолжительности их жизнедеятельности;
  • формирование адаптивных механизмов личности.

Понимая, что такое здоровье, родители, учителя, психологи, социальные педагоги, медицинские работники школы должны определять свои совместные действия как здоровьесохранное сопровождение образовательно-воспитательного процесса, которое по своему характеру является медико-психолого-педагогическим и реализуются через содержание, методы и формы организации образования.

Предметами пристального внимания при проектировании здоровьесохранной образовательной среды являются:

  • санитарное состояние кабинета – освещенность, температура воздуха, свежесть воздуха, т.е. частые проветривания, чистота пола, мебели, озеленение, уют, дизайн, психологический климат в общении;
  • состояние мебели - правильная расстановка, функциональность, соответствие мебели росту учеников, качество и эстетика оформления наглядных пособий, дидактического материала;
  • создание продуктивной психолого-эмоциональной атмосферы на уроке;
  • применение способов предупреждения утомляемости на уроке - это и расписание, это физиологичность урока, т.е. внимание учеников во время уроков;
  • тренинг анализаторов и т.п.

Необходимость разработки настоящей программы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» определяется несколькими причинами:

  • Во-первых, программа должна реализовывать государственные и местные нормативно-законодательные акты по сохранению и укреплению здоровых учащихся.
  • Во-вторых, осуществлять гуманизацию и гуманитаризацию образования через предметы по экологии, ОБЖ и другие дисциплины, формирующие знания о здоровом образе жизни.
  • В-третьих, комплексно организовывать и исправлять ситуацию по показателям здоровья учащихся в школах.

Настоящая программа должна стать основой и фундаментом здоровьесохранной педагогики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

  • Наименование: «Школа – территория здоровья»
  • Основание для разработки: Приказ № 437 от 10 ноября 2009 г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Усть-Илимска
  • Руководитель программы: Мельникова Валентина Афанасьевна
  • Участки программы: Педагогический коллектив, учащиеся школы, родители, общественные организации
  • Сроки реализации программы: 2008-2013 год
  • Законодательная база программы:
      • «Конвенция ООН о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
      • Конституция Российской Федерации.
      • Закон РФ «Об образовании».
      • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 № 52.
      • Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации до 2005г.» (Российская газета от 13 сентября 2000).
      • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
      • Совместный приказ Министерства образования и министерства здравоохранения РФ №168/272 от 30.06.1992 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
      • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1418 от 15.05.2000 года «О примерном Положении о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения».
      • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 26/4100-6 от 30.10.2003 «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях».

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обеспечить комплекс условий для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в создании благоприятной среды для работы и учебы в стенах школы, обеспечить равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.

Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:

  • Создать оптимальные условия для творческой самореализации и проявления ключевых компетенций детей и подростков в процессе осуществления мероприятий по воспитанию и обучению;
  • Разработать научно-методическое обеспечение здоровьеориентированной деятельности образовательного учреждения по всем направлениям работы;
  • Усовершенствовать организационно-управленческий компонент функционирования учреждения через реализацию образовательных модулей по здоровью;
  • Содействовать организации ориентированного на сохранение и укрепление здоровья аудио-визуального имиджа учреждения;
  • Организовать мониторинг эффективности внедрения программных мероприятий в школе;
  • Обеспечить сопровождение реализации программы материально-техническими и кадровыми ресурсами.

Достижение целей Программы предусматривает работу педагогического коллектива в следующих направлениях:

Диагностико-коррекционное - включает в себя проведение исследования комплексной - социальной, медико-психологической, педагогической диагностики на протяжении всех лет учебы учащихся. На основании диагностики выстраиваются индивидуальные и дифференцированные программы воспитания. Комплексная диагностика дает информацию о состоянии здоровья и обучения учеников, помогает разработать индивидуальные коррекционные программы.

Организационно-деятельностное включает создание условий формирования здоровья учеников и педагогов. Сюда входит:

  • Оказание неотложной медицинской и психологической помощи учащимся и педагогам.
  • Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического, противоэпидемического и эколого-оздоровительного режима образовательной среды школ, расписание уроков, соответствующего гигиеническим требованиям.
  • Диспансеризация хронически больных детей.
  • Ведение медицинской документации и проведение анализа состояния здоровья детей.
  • Организация и контроль над питанием детей и педагогов.
  • Изучение физического развития детей.
  • Осуществление всего комплекса физкультурных и спортивных  мероприятий по физическому развитию детей.
  • Проведение широкого консультирования врачей, психологов, экологов, Технология общения - индивидуальная, групповая.
  • Создание медико-психолого-педагогического консилиума для принятия коллегиальных решений.
  • Оздоровление педагогов на основе психологической помощи.
  • Проведение медико-психологической экспертизы авторских учебных программ, различных нововведений в образовательный процесс.
  • Создание комфортного психологического климата для учащихся и педагогов.

Нормативного обеспечения включающее в себя:

  • Разработку критериев психолого-педагогического-социологического мониторинга;
  • Разработку системы по сохранению и укреплению их психического здоровья;
  • Разработку программы оздоровления педагогов;
  • Разработку учебных программ по различным предметам, включающим вопросы формирования здорового образа жизни;
  • Создание единого гигиенического учебного плана.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы приведет к созданию единого здоровьеориентированного пространства для всех участников педагогического процесса в школе, которое будет способствовать:

  • повышению сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, высокий и средний уровень работоспособности школьников, продуктивности их обучения;
  • освоению ключевой компетенции «быть здоровым» через разработанный алгоритм включения в процесс креативной жизнедеятельности;
  • созданию в школе аудио-визуального здоровьеориентированного имиджа;
  • формированию постоянной группы подростков, носителей ценностей здорового образа жизни в молодежной субкультуре внутри школы и микрорайоне;
  • осуществлению условий для реабилитации и оздоровления в школе;
  • формированию психологических и социальных ресурсов для поддержания всех участников педагогического взаимодействия;
  • созданию системы воспитательных мероприятий, обеспечивающих проживание ситуации успеха и формирование поддерживающих социальных ресурсов;
  • обеспечению педагогического коллектива научно-методическими рекомендациями по внедрению здоровьеориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс;
  • распространение полученного положительного опыта по созданию школы, содействующей укреплению здоровья;
  • улучшение показателей здоровья учащихся;
  • повышение уровня обученности;
  • углубление знаний по основам здорового образа жизни;
  • повышений экологической культуры;
  • наличие постоянного стабильного психологического климата, обеспечивающего высокий образовательный и воспитательный уровень.

Каждый исполнитель на основании указанно программы ежегодно составляет общешкольный план реализации программы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

2008-2010 г.г.

  • Проведение научно-информационных исследований всеми исполнителями программы.
  • Разработка диагностической, отслеживающей документации.
  • Разработка критериев эколого-медико-психолого-педагогического мониторинга.
  • Разработка коррекционных программ для детей групп риска.
  • Создание условий по сохранению здоровья учащихся и педагогов (гигиенический учебный режим, питание и др.).
  • Проведение комплексной диагностики учащихся, формирование групп риска.
  • Разработка памяток методических материалов для кypaтoров, педагогов, родителей по здоровьесохранной деятельности на уроках, экзаменах, переменах, дома и т.д.
  • Обучение детей здоровому образу жизни на уроках по ОБЖ, биологии, экологии и т.д.
  • Ежегодное проведение анализа состояния здоровья учащихся.

2010-2013 г.г.

  • Внедрение системы единого здоровье сохранного образовательного пространства.
  • Внедрение единой системы мероприятий комплексной оздоровительной программы «Школа – территория здоровья».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ

  • Системный подход (П.К.Анохин, Э.Г.Юдин, В.Н.Ирхин и др.);
  • Идея сообразности построения обучения с закономерностями природных явлений Я.А.Коменского, нашедшая свое подтверждение в научных исследованиях:
    - по педагогике - Ж..Ж..Руссо, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и др.;
    - по психологии – Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Л.М.Фридман, и др.;
    - по медицине – Гиппократ, Гален, И.М.Сеченов, А.Г.Сухарев, С.Б.Тихвинский и др.;
  • Современные общепедагогические теории обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, гуманистические теории образования (Ш.А.Амонашвили, Н.А.Алексеев, Е.А.Ямбург, В.В.Сериков);
  • Потребностно-мотивационный и активно-деятельностный подход в воспитании (П.В.Симонов, А.Н.Леонтьев);
  • Валеологический подход (И.И.Брехман, Э.Н.Вайнер, А.Г.Щедрина и др.);
  • Работы по проблемам поведения, реабилитации и профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Ц.П.Короленко, И.Н.Пятницкая, В.Ю.Завьялов и др.);
  • Труды по организации инновационных процессов в современном образовании (В.А.Сластенин, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, С.Е.Шишов, Б.П.Мартиросян и др.) и развитии системы дополнительного образования (В.А.Горский, Л.И.Боровиков).