Главная arrow Информация arrow Как сформировать у подростка навыки общения с окружающими?  
вторник, 17 октября 2017
Как сформировать у подростка навыки общения с окружающими? Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Лесина Людмила Ивановна, педагог - психолог   
понедельник, 10 октября 2011

 (рекомендации родителям)

Из всех навыков, полученных вашим ребенком в процессе взросления, самым важным является умение общаться с окружающими. Этот навык более всего будет способствовать его успеху в жизни и получению удовлетворения от нее.

Для того, чтобы приобрести это умение и заставить его эффективно работать, ваш ребенок должен научиться объективно оценивать любую возникающую в его жизни ситуацию, давать ей определение и уметь вести себя в этой ситуации адекватно. (Объективно – это значит, ситуация уже возникла независимо от того, хотел ты этого или нет).

Если у подростка возникают проблемы при общении с другими людьми, то, скорее всего, он не в полной мере обладает навыками коммуникации, не умеет вести беседу, стесняется поддерживать разговор. У него возникают трудности при рассказе о своих проблемах, нереализованных притязаниях, о потребностях на данный момент. И, возможно, он не совсем понимает нужды и желания других людей. В силу своих возрастных особенностей – свои интересы он ставит на первое место.

Неумение поддерживать разговор становится очевидным, когда подросток пытается завести новые знакомства. Он хочет общения, но при этом выбирает неправильную тактику. Наиболее адаптированные к общению подростки обычно сближаются с незнакомыми сверстниками постепенно, как будто собирая сначала какую-то информацию о них, чтобы продвинуться дальше в отношениях. Общительный подросток  может первым начать разговор с незнакомцем, задавая вопросы или комментируя увиденное. Например: «Смотри, это интересная игра!», или «Как ты это научился делать?».

Необщительный подросток, или подросток с трудностями в общении,  чаще вступает в контакт, пытаясь привлечь к себе внимание
с помощью неадекватных, эгоистических или даже не вполне приятных поступков. Например, он может сказать: «А я уже видел это!», «У меня это лучше получится, дай покажу!».

Прежде всего, обучение навыкам общения проходит в кругу семьи. В чем главная проблема обучения? Главная проблема для вас – это отсутствие времени. Родителям постоянно не хватает времени, чтобы просто разговаривать со своими детьми. Но находим же мы время, чтобы просто поболтать с приятельницей по телефону о пустяках или посмотреть спортивную передачу, детектив, сериал по телевизору!

А может быть, ссылки на постоянную занятость – это просто нежелание или неумение разговаривать? Многие родители, к сожалению, рассуждают примерно так: «Со мной в детстве никто особо не возился. И ничего, вырос». Вырос-то, вырос… Но весь вопрос в том, как проходило взросление, как формировались навыки общения, кто помогал понять, как следует общаться, а что мешает позитивному взаимопониманию.

На самом деле, интуитивно, каждый родитель понимает, что необходимость разговаривать с ребенком, а особенно с подростком, требует и времени, и умения, и сил. Поэтому многим из нас уж очень не хочется испытывать дискомфорт от нарушения личного пространства.

Допустим, что Вы очень занятой человек, и на работе у Вас большая нагрузка, и приходите вы домой усталым и измотанным, но для чего мы рожали ребенка? И найти полчаса перед сном, чтобы поговорить с ребенком любого возраста, всегда можно. Было бы желание. Любые, имеющие ясную цель разговоры обычно приносят огромную пользу и родителю, и ребенку. Помните, самые важные проблемы для родителей – это проблемы ваших детей, самые интересные события – это те, что происходят с вашими детьми.

< Пред.   След. >