Главная arrow Карта сайта  
вторник, 17 октября 2017
Развитие умений работы с текстом как основа информационной и языковой компетентностей Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Переляева Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы   
вторник, 01 ноября 2011
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ


Автор: Переляева Вера Викторовна, учитель русского языка  и литературы

В исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

С появлением в программе по русскому (родному) языку требования формировать речевые умения - коммуникативную компетенцию – появилась и определенная проблема: связать воедино уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально-стилистический аспект обучения, обеспечивающий коммуникативную компетенцию, стал концептуальной основой современной методики.

Речевая (коммуникативная) компетентность включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) – стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста, и, наконец, собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

Становится очевидным, что учитель должен продумать систему работы с художественным текстом таким образом, чтобы она способствовала видению красоты слова, композиции..., т.е. способствовала еще и воспитанию вкуса. Одним из основных способов решения проблемы может быть лингвистический анализ текста. Данная статья – попытка обобщить и оценить собственный опыт использования текста на уроках в классах среднего и старшего звена.

В средних классах (5-7) должна целенаправленно и планомерно проводиться работа, способствующая выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой многоаспектного лингвистического анализа в старших классах. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. Кроме того, создаются условия для работы по осуществлению взаимосвязи курсов русского языка, литературы и других дисциплин (это зависит от отбора конкретного текстового материала). Учащиеся приобретают умения и навыки работы со словарной статьей, сравнения словарных статей различных словарей, при подготовке поощряется использование Интернет-ресурсов. Исследуя слово на лексическом уровне, отмечают однозначное слово или многозначное, что такое контекстуальные синонимы и антонимы, приводят примеры.

Использование приемов (сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых явлениях, классификация, систематизация, обобщение материал, вычленение из ряда искомого по определенному признаку, установление причинно-следственных отношений (почему? вследствие чего?), формирование операционных умений (как? в какой последовательности?) позволяет учащимся самим делать открытия, добывать самостоятельно знания.

Несомненно, работа по анализу текста художественного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

(сб. по материалам X региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» часть 2, выпуск 10; Усть-Илимск, филиал ВСГАО, 2011 г.)

  • Выступление на X региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании», 2011 г.


Е-mail:

< Пред.   След. >