Главная arrow Информация arrow Как воспитать успешность  
пятница, 20 октября 2017
Как воспитать успешность Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Крупенникова Наталья Алексеевна, педагог - психолог   
среда, 28 декабря 2011

Успех. Что это?

Давайте определим, кого же мы будем называть успешным. Кто-то полагает, что жизнь прожита не зря, если ты нажил богатство или приобрел звания и почет, или достиг вершин власти. Для кого-то успех - эмигрировать в ту же Америку, выйти замуж за принца. Кто-то с удовольствием обойдет всех конкурентов и устроится на высокооплачиваемую работу. Успех? Для кого-то - безусловно.

Можно считать победой в жизни, если каждый прожитый тобой день будет демонстрировать твое превосходство над окружающими. Если снова и снова ты будешь убеждаться: я умнее, я успешнее, я больше зарабатываю, я женился удачнее, я получил работу лучше, начальство ценит меня выше, чем остальных. Такие победы вполне очевидны и, несомненно, демонстрируют явные качества борца и победителя. Однако мы имеем ввиду совершенно другое: нас не интересует, насколько обгонят наши дети своих сверстников в погоне за жизненными благами. Мы учим своих детей одерживать победы над самим собой, достойно решать встающие перед ними проблемы и принимать вызов, от кого бы и от чего бы он ни исходил.

Победитель - тот, кто познал глубинный смысл жизни, свое предназначение, кто обрел уверенность в своих силах, спокойное мужество. Победитель способен отдать без сожаления и принять с благодарностью, с несчастиями он справляется достойно и умеет сразу же забывать о них.

Окружающие инстинктивно ощущают в победителях уверенность и целеустремленность. Но это ни в коем случае не лихорадочное стремление к цели, не вызывающее тщеславие, это, скорее, свет и сияние, идущие из глубины души, способ выражения таланта, которому нельзя научить. Таким людям уготован особый путь, а какой именно - они решают сами. Они обладают способностью видеть себя со стороны и знают, что в их жизни все получится, они чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Победители обладают способностью к самоорганизации и, выбрав вид деятельности, занимаются ею увлеченно. Таким людям работа приносит глубочайшее внутреннее удовлетворение.

Наблюдая за детьми в процессе обучения можно судить, что они различаются по тому, насколько часто и эффективно они применяют свои внутренние ресурсы при выполнении учебных заданий. Одни делают это уверенно и эффективно, смело спорят с учителем, доказывают свою правоту старшим по возрасту, причем никогда не переходя за пределы необходимого, с удовольствием демонстрируют свои знания, не боятся решать сложные задачи (даже не правильно), другие не могут заставить себя выйти к доске, выучить даже простое стихотворение, изначально не уверены в успешном выполнении контрольной работы… Да и в отношениях с друзьями школьники ведут себя принципиально по-разному. Одни организуют вокруг себя одноклассников, смело говорят правду в глаза, оказывают помощь товарищам, другие отсиживаются за спинами друзей, даже не пытаются искать новых знакомств, и если и доказывают свою точку зрения сверстникам только с использованием родителей или других взрослых (в школе таких часто называют «слабаками»).

Психологи поставили закономерный вопрос: почему они такие разные? Что сформировало настолько различные характеры и поведение? Изучение методов воспитания разных категорий учащихся помогло выявить способы формирования успешности в семье.

Начало жизненного успеха

Роль отца и матери

Ребенку необходим отцовский авторитет. Отец должен быть настоящим главой семьи. Его функция – принимать окончательные решения и поддерживать порядок. Мальчикам особенно необходим такой пример. Он на живом примере должен учиться быть мужчиной. Отцу просто необходимо научить ребенка в совместных, теплых, доверительных беседах принимать решения. Ни в коем случае нельзя учить подростка принимать готовых решений, навязанных родителями. Тогда он не научиться анализировать своих ошибок, поступков.

Мать же должна восприниматься детьми как мягкая, нежная, заботливая.
Представьте, что чувствует ребенок, когда мать говорит ему: «Твой отец – ничтожество! Он совсем не умеет принимать решений». Если это слышит мальчик, то он и сам станет неуверенным в себе (ведь отец является для него примером), несостоятельным. А если это слышит девочка, то она примет для себя решение, никогда не выходить замуж. Мужчина также не должен на глазах у детей давать отрицательную оценку их матери.

Даже если ребенок никогда не видел своего отца или мать – это не значит, что их у него нет вообще. Не лишайте ребенка родителей. Обязательно расскажите ему о положительных качествах отсутствующего родителя: «Твой отец может и не был идеальным человеком (идеальных не существует), но у него было много хороших качеств. И я с удовольствием наблюдаю теперь эти качества у тебя -  ты также заботишься  о людях, умеешь кропотливо выполнять домашнее задание и т.д. (Думаю в любом человек можно найти положительные качества)».

Дисциплина

Наблюдения показывают, что семьи уверенных в себе подростков отличаются тем, что авторитет родителей для них непререкаем, дети ставятся в четкие дисциплинарные рамки, всегда имеют определенные обязанности и контролируются старшими. При этом атмосфера в доме не военизированная, а, напротив, теплая, детей любят, к ним прислушиваются, им предоставляется широкое поле деятельности. Детей побуждают пробовать себя в разных областях. При этом родители добиваются максимального качества выполнения всех дел, за которые берутся их дети.

Напротив, в семьях, из которых выходят неудачники, процветает безалаберность, "богемность"; у детей, да часто и у взрослых, нет постоянных обязанностей и обязательств перед семьей и окружающими.

Дисциплина - это не наказания. Наказания - лишь один из способов коррекции, когда дисциплина захромала. А сама дисциплина - это просто умение контролировать свои порывы и побуждения, делать не то, что хочется в данный момент, а то, что нужно. Дисциплина, смягченная любовью, учит детей приспосабливать свое поведение к требованиям общества. Вот и давайте учить этому наших детей.

Применяется железный закон причин и следствий. Если закончена работа, можно идти гулять. Если сделаны уроки, можно смотреть телевизор. Показывайте на своем примере, как важно доводить начатое до конца, раскладывать вещи по местам, составлять план на день, не забывать выполнять обещания. Малоэффективным является способ запугивания: «Если ты не уберешь свои вещи, я ничего тебе больше не куплю!». Вы же знаете, что купите. И ребенок знает. Сформулируйте лучше так: «Если ты хочешь новые сапоги, содержи в порядке свой шкаф с вещами». И пока ребенок не научиться этого делать, поход в магазин не должен состоятся.

Когда такой подросток станет взрослым, он каждый день будет говорить вам спасибо за такое воспитание. Ведь дисциплина – важная составляющая успеха. Если все делается правильно, дисциплина помогает молодому человеку обрести внутренний контроль и независимость. Хорошая дисциплина порождает не слабость, а силу; не потворство себе, а ответственность. И самое главное, она создает характер, отличающийся способностью любить и поступаться своими эгоистическими интересами.

Научите ребенка преодолевать трудности

Существует четыре занятия, в которых неудачники успешнее, чем победители:

  • Просмотр телевизора
  • Поедание чипсов
  • Вранье
  • Компьютерные игры

Родители могут добиться того, что их дети станут успешными во многих сферах, если будут постоянно поручать им разнообразные дела и добиваться их качественного выполнения, а кроме того, побуждать самих детей пробовать все новые и новые занятия. Здесь нужно остановиться на одной существенной детали. К сожалению, недостаточно, чтобы ваш сын или ваша дочь просто брались за новое занятие. Они обязательно должны преуспеть в нем, научиться делать на достойном уровне, пусть ненамного, но выше среднего. Как часто случается в некоторых семьях, что ребенок горячо взялся за какое-то дело, но вот что-то застопорилось, вот снова получилось неудачно, попыхтел-попыхтел, да и бросил. Повысилась ли при этом его вера в себя? Разумеется нет.

Поймите правильно. Речь не идет о том, чтобы дочь обязательно стала известной пианисткой, а сын известным на весь мир центрфорвардом. То есть само по себе это вполне возможно, но компетентность, как она понимается здесь, - это нечто совсем другое. Компетентность - это уверенность в том, что, за какое бы дело ты ни принялся, ты сумеешь с ним справиться. И достигается это путем многократного выполнения различных действий, на первый взгляд, никак не связанных с тем, что выполняется сейчас. Связаны же они тем, что ребенок учится и реально научается хорошо делать многие вещи, а кроме того, обретает уверенность в своих силах, которая помогает ему справиться с тем, чего он еще не умеет, чего пока не пробовал.

Обязательно нужно, чтобы диапазон занятий ребенка был широк и чтобы родители побуждали его искать все новые виды деятельности. Конечно, не нужно гнать упирающегося ребенка в секцию, куда он идти не хочет, для "повышения успешности". Но обязательно нужно, чтобы он пробовал свои силы в каждом деле, которое кажется ему привлекательным, причем не оставлял его до тех пор, пока не добьется успеха чуть большего, чем "надо". При этом открывать для ребенка привлекательность тех или иных занятий - это задача родителей. Дети малы и неопытны, они не знают, насколько интересно сплавляться на плоту по реке, удить рыбу, вышивать крестиком, сажать помидоры, кататься на лыжах. Это знаете вы, взрослые. Вы пробовали многое, вы умеете многое, вы понимаете, что даже то, чего вы не пробовали и не умеете, может оказаться просто захватывающим занятием. Вот и побуждайте ребенка, уверяйте, показывайте на своем примере, уламывайте, напрягайте его, наконец! Человек должен двигаться!

Не нужно только сидеть и гадать, станет ваш ребенок победителем или неудачником. Просто внушайте ему интерес ко многим вещам, приучайте его верить в успех и делать любое дело как следует. Одобряйте его успехи, поддерживайте в неудачах, помогайте советом и примером, ободряйте, и все у него обязательно получится.

Успехов вам!

< Пред.   След. >