Главная arrow Информация arrow Депрессия у подростков  
пятница, 20 октября 2017
Депрессия у подростков Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Лесина Людмила Ивановна, педагог - психолог   
вторник, 10 апреля 2012

Депрессия  (от лат. depressio – подавление, снижение) в подростково-юношеском возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.

Основными признаками депрессии являются,  в первую очередь, нарушение сна, тоскливое настроение, отсутствие желания что-либо делать, двигаться, общаться и даже гулять. Наряду с этим можно заметить  синяки под глазами, нервозность, потерю аппетита или наоборот переедание. На вопросы взрослых об его состоянии ребенок отмахивается, уходит "в скорлупу", запирает дверь. В это же время у подростка портятся отношения со старыми друзьями, одноклассниками, он закрывается от всех. В период депрессии подросток перестает следить за своим внешним видом, может лежать на кровати или на полу часами.  Возможны внезапные необоснованные вспышки гнева, вымещение злобы на младших членах семьи, животных, просто на предметах.

Следует рассмотреть причины, вызывающие состояние беспомощности, эмоциональной напряжённости, школьной тревожности, приводящие к длительному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности, изоляции и одиночеству.

Порой причины имеют явно врождённый характер и обусловлены складом характера. Такие подростки вообще избегают компании, тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивное состояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.

Проявления  депрессивных состояний у мальчиков и девочек могут быть различными.  Подростки-мальчики, чаще всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения. Подростки-девочки, скорее, загоняют свои симптомы внутрь, что способствует   развитию депрессии. В общем, среди тех, кто испытал депрессию, девочек-подростков и взрослых женщин вдвое больше, чем представителей мужского пола. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации понуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений, что может увеличивать вероятность возникновения депрессий у девочек.

Как известно, депрессия  связана  с нездоровьем,  исходя из предположения, что это состояние делает человека уязвимым к болезням. Депрессия может вызывать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения «родитель-ребенок» в отрочестве и влиять на романтические отношения в юности. Например, среди переживающих депрессию девушек число беременностей в три раза превышает среднестатистическую норму.

Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личности и своего будущего может, по-видимому, повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах. Чувство неуверенности, напряжённости, тревоги, являющиеся признаками депрессии, приводят к отчуждению, что  не проходит для подростка бесследно. Оно деформирует личность, ведёт к деструктивным формам поведения, неспособности впоследствии строить полноценные отношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в развитии и формировании личности. Результатом переживания подростками одиночества и отчуждённости становятся глубокие эмоционально-негативные проявления, осознание своей «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток может стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.

Низкая школьная успеваемость, конечно, ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у подростков. Но это свойственно в основном мальчикам, и, по-видимому, не сказывается столь негативно на девочках. Эти проявления неудовлетворённости детей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём. Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса; во-вторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в-третьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей. Учебная нагрузка, неуспеваемость  по основным предметам,  завышенные притязания взрослых, несложившиеся взаимоотношения со сверстниками - эти проблемы обостряются при переходе из начальной в среднюю школу, затем в период подросткового кризиса. Многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Если в возрасте 9 лет большинство девочек относятся к себе позитивно, то к старшим классам школы такое отношение сохраняется менее чем у трети девушек. И хотя самооценка мальчиков в период обучения в средней школе также снижается, однако не так сильно, как у девочек.

Что ещё может способствовать депрессии? Как ни странно — ум. Чем человек умнее, тем больше вероятность того, что он подвержен депрессии. Так, например, дети, коэффициент интеллекта которых выше 160, оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети среднего интеллекта. Осознание своего высокого интеллектуального уровня может вызвать чувства обособленности и одиночества.

Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и становится стимулом к самовоспитанию, либо он приводит к блокировке эмоционального развития.

Взрослым – родителям, педагогам, специалистам, работающими с детьми и подростками следует помнить что:

  • каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше;
  • не скрывайте от ребёнка трудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и советом в трудную минуту, рассказывайте о своей профессии - вдруг заинтересуется;
  • выяснить причины депрессивного настроения, полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться - это может касаться любой стороны развития личности;
  • один из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или к снижению его значимости;
  • оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса, который приводит к депрессии - отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют  "стационарным бегом трусцой";
  • дети должны ощущать искреннюю любовь родителей -  безоговорочную и  безусловную.
Это очень нелегко, но, тем не менее, если вы – родители, и если вы  хотите иметь хорошие отношения с вашими детьми, когда они вырастут, учитесь безусловной и  безоговорочной любви. Просто дарите эту любовь. Ваша любовь не зависит ни от каких условий, во всяком случае, по отношению к детям. Это является самым действенным лекарством от депрессии!

Источник:
< Пред.   След. >