Главная arrow Карта сайта  
вторник, 17 октября 2017
Модель научно-методического сопровождения педагогов – исследователей в образовательном учреждении Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Аюпова Светлана Дмитриевна, заместитель директора школы по НМР   
пятница, 18 мая 2012

Наша школа на протяжении многих лет является инновационным образовательным учреждением и накопила значительный опыт организации данной деятельности педагогов - исследователей.
К категории учителей-исследователей мы относим:
 - учителей, реализующих индивидуальные методические темы инновационного характера - в рамках разработки таких индивидуальных методических тем учителя ведут исследования эффективности внедрения инноваций;
 - учителей, реализующих исследовательские педагогические проекты - в рамках реализации исследовательских педагогических проектов учителя разрабатывают «продукты» (программы, рекомендации, методические и дидактические материалы и др.), обеспечивающие качественное осуществление инновации;
 - учителей - экспериментаторов, реализующих программы опытно-экспериментальной работы - учителя - экспериментаторы ведут экспериментальную проверку внедряемых инноваций и апробацию УМК нового поколения.

Управление инновационной и опытно-экспериментальной деятельностью в школе осуществляется в соответствии с разработанной Моделью управления опытно-экспериментальной и инновационной деятельностью педагогов в МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» и реализуется через организационно-управленческое, научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение.

Данная модель обеспечивает реализацию следующих цели и задач.

Цель: создание условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов в направлении изменения качества образования и его демократизации.

Задачи: 

  • Мотивация педагогов на инновационную деятельность, создание в коллективе инновационного «климата», способствующего осуществлению инновации и самоопределению членов педагогического коллектива как деятелей инновации.
  • Изменение целей и содержания образования, как основных составляющих деятельности педагога и учащегося.  - Осуществление мониторинга хода реализации инновации и процедур оценки её результатов, обеспечение постоянной обратной связи и коррекции действий при реализации инновации.
  • Организация экспертизы реализации инноваций и экспериментов, привлечение внешних экспертов и консультантов по вопросам осуществления инновации.  - Определение способов и создание условий для повышения квалификации педагогов в области инновационной деятельности.
Приоритетность направлений инновационной деятельности обусловливается:
  • направлениями модернизации Российского образования, отражёнными в Программе развития школы, а с 2011-2012 учебного года - в Основной образовательной программе;
  • интересами и потребностями педагогов;  - проблемами, с которыми сталкиваются учителя при организации учебно-воспитательного процесса, выявленными в ходе внутришкольного контроля и диагностики методических затруднений педагогов;
  • анализом достижений учащихся.

Содержательный аспект инновационной и опытно-экспериментальной деятельности педагогов в школе находит своё отражение в методической теме школы:

  •  2008/2009 - 2010/2011 учебные годы - «Формирование системы педагогического проектирования в рамках реализации компетентностной модели образования»;
  • С 2011/2012 учебного года - «Методическое обеспечение подготовки учителей к поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
Организационно-управленческие аспекты сопровождения опытно-экспериментальной работы включают
  1. Обозначение проблем, решение которых может осуществляться в экспериментальном режиме, и мотивирование педагогов на участие в экспериментальной деятельности, её стимулирование.

    Для учителей мотивационными факторами проведения опытно-экспериментальной работы являются:
     - улучшение качества учебно-воспитательного процесса и результатов обучения и воспитания.
     - повышение уровня квалификации и педагогического мастерства, социального статуса в коллективе.
     - самореализация в профессиональной деятельности.
     - присвоение или подтверждение квалификационной категории.

  2. Диагностику готовности учителя к ОЭР на основании уровня профессиональной подготовки, тестирования, анализа педагогической деятельности учителя.

  3. Работу над материалами, обеспечивающими организацию и реализацию экспериментальной деятельности.

    С этой целью разработаны памятки, формы планово-аналитических документов, скомплектован и используется учителями-экспериментаторами пакет (электронный вариант) материалов, регламентирующих ОЭР.
    Пакет (в том числе электронный вариант) материалов, регламентирующих ОЭР:
     - презентация «Педагогический эксперимент: методология и содержание», авторы программы Сиденко А.С., Сологуб В.А.;
     - памятка по написанию программы ОЭР;  - этапы и логический аппарат исследования;
     - методы исследования;  - характеристика инновации и рекомендации к её заполнению;
     - формы ежегодных планов работы и рекомендации к годовому анализу;
     - памятка по формам представления результатов и ОППО.


    Планово-аналитическими материалами по каждой ОЭР являются: Программа ОЭР, характеристики инновации (на каждый учебный год), план работы на учебный год, отчёт по результатам деятельности в I полугодии, анализ работы за год, результаты диагностик, доклад по обобщению результатов ОЭР и другие материалы, предусмотренныё конкретным экспериментом.

  4. Обеспечение направленности работы структур методической службы школы, в том числе, и на создание условий для организации и осуществления педагогами опытно-экспериментальной деятельности (теоретическая подготовка, экспертная оценка программ и заслушивание отчётов учителей об итогах своих поисков по той или иной проблеме, разрабатываемой в рамках ОЭР, представление промежуточных результатов и окончательных итогов ОЭР):
      - научно-методический совет (обсуждение готовности к введению ФГОС НОО, заслушивание итогов 1-го года их реализации: проблемы и пути их решения и др.);
     - экспертный совет (педагогические проекты, ОЭР, экспертиза проектов и программ: промежуточные и итоговые результаты реализации);
     - заседания МО;
     - творческие группы педагогов:
    2011 – 2012 учебный год.
    1. «Организация обучения по ФГОС НОО», руководитель Маслова А.А., учитель начальных классов.
    2. «Системно-деятельностный подход в обучении» (начальное общее образование), руководитель Ларина Н.Н., учитель начальных классов.
    3. «Системно-деятельностный подход в обучении» (основное общее образование), руководитель Переляева В.В., учитель русского языка и литературы.
    4. «Проект «Апробация», руководитель Сизых Н.С., учитель начальных классов.
    5. «Коллективный способ обучения (КСО)», руководитель Кобелева Г.Г., учитель русского языка и литературы
    .

  5. Простраивание как внутренних, так и внешних позитивных коммуникативных отношений между участниками ОЭР. Организационно-правовые и финансово-экономические составляющие ОЭР, отношения между её участниками, распределение степени ответственности за реализацию программ ОЭР осуществляется на основании приказа по школе «Об организации ОЭР», издаваемом на начало каждого учебного года.

  6. Консультационная поддержка и проверяющее сопровождение ОЭР.
    В течение учебного года осуществляется индивидуальное собеседование и консультирование по вопросам составления программ ОЭР, характеристик инновации, организации деятельности по реализации эксперимента, оформления планово-аналитических материалов, обобщения результатов ОЭР и подготовки докладов на НПК.
    Заместителем директора по НМР и педагогом-психологом, ведётся индивидуальная работа по отслеживанию экспериментальной деятельности учителя и на основании изучения планово – аналитических и диагностических материалов, анализа посещённых уроков (занятий, внеклассных мероприятий) делаются выводы:
     - о системности деятельности, обеспечивающей реализацию эксперимента;
     - о ведении отслеживания промежуточных результатов и его соответствия критериям;
     - о динамике промежуточных результатов ОЭР и необходимости коррекции в вопросах организации  или содержания;
     - о ведении необходимой документации.
В рамках научно-методического сопровождения ОЭР используется потенциал всей методической службы как в организационном, так и в содержательном аспектах.

1. Курсовая подготовка педагогов, которая обеспечивает теоретическую основу введения инноваций.

2. Теоретические занятия с педагогами - инноваторами по вопросам организации и проведения опытно-экспериментальной работы.

Семинары для начинающих педагогов-экспериментаторов:

  • «Педагогический эксперимент: методология и содержание»;
  • «Написание программы ОЭР»;
  • «Мониторинговые исследования в эксперименте».
Цикл семинаров для педагогов экспериментаторов:
  • Оценка ОЭР по критериям (теоретический аспект);
  • Оценка ОЭР по критериям (практический аспект);
  • Требования к анализу ОЭР, представлению промежуточных (итоговых) результатов реализации её программы;
  • «Формы представления промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной работы, их компьютерная обработка» (графическое представление табличных данных в программе Excel);
  • «Поиск содержания и средств, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей как нового качества образования, через опытно-экспериментальную работу».
3. Теоретические, методические, проблемные и проектно-аналитические семинары:
  • «ФГОС основного общего образования»;
  • «Организация тьюторства в работе с учащимися и педагогами»;
  • «Сетевые объединения учителей (образовательные сайты сети-Интернет). Культура оформления авторских материалов» «Системно-деятельностный подход в обучении» (теоретический аспект);
  • «Критерии компетентностного урока»;
  • Проблемный семинар участников образовательного процесса, реализующих ФГОС НОО (постоянно действующий).
4. Практико-ориентированные семинары в рамках предметных методических недель:
  • «Взаимодействие школьной психологической службы с педагогами-предметниками и классными руководителями. Нетрадиционные формы работы»;
  • «Формирование ключевых и предметных компетенций через использование инновационных технологий и методик на уроках словесности и во внеурочной деятельности»;
  • «Развитие ключевых компетенций  у учащихся через предметы естественно-научного цикла»;
  • «Формирование профессиональных педагогических компетенции у учителя через организацию учебной и внеучебной деятельности учащихся». 
5. Информационный ресурс методического кабинета

Наличие методиста обеспечивает создание педагогам условий для использования в работе информационного ресурса методического кабинета. Методист осуществляет тематический подбор литературы по заявкам педагогов, информирование педагогов о новинках периодических изданий, материалах по актуальным вопросам школьного образования. Подобрана литература по организации учебно-воспитательного процесса в рамках компетентностной парадигмы образования и диагностике его результатов. Сформированы  и пополняются методические папки: «В помощь учителю-экспериментатору», «Проект «Апробация», «ФГОС начального общего образования» и другие.

Значимую роль в информационном сопровождении инновационной деятельности педагогов школы играет сайт образовательного учреждения. Раздел «Методическая служба» включает Web-страницы: общая информация, структура, нормативная база, модель ОЭР, формы работы, творческие группы, картотека МО, методическая копилка.

Картотека методического опыта обеспечивает:

  1. Инвентаризацию имеющегося опыта;
  2. Составление картотеки (по определённому алгоритму);
  3. Индивидуальную работу с педагогами по содержанию, оформлению, формам предъявления опыта;
  4. Трансляцию в педагогическом коллективе школы, например, через занятия по школьной методической подготовке, тематические семинары структур методической службы;
  5. Размещение информации в сети Интернет;
  6. Использование в работе с сетевыми партнёрами (проведение тематических семинаров и др.);
  7. Изучение рынка потребностей в методических услугах, прогнозирование методических потребностей; переход на дифференцированный маркетинг, т.е. на создание методического продукта для разных секторов методического рынка; целевую разработку методического продукта.

«Методическая копилка» - это электронная библиотека инновационного педагогического опыта учителей школы. Она предполагает рубрикацию по видам авторского продукта (программы, разработки уроков, сценарии внеклассных и воспитательных мероприятий, статьи, тезисы, доклады и прочее) по образовательным областям (математика, информатика, естествознание и др.). «Методическая копилка» создана для популяризации опыта инновационной деятельности педагогов школы и является одной из форм его распространения. Размещение «Методической копилки» на сайте обеспечивает свободный доступ к её ресурсам широкого круга педагогической общественности и сетевое взаимодействие с коллегами.

В системе методической работы школы «Методическая копилка» решает следующие задачи:

  • стимулирование обобщения и распространения передового педагогического опыта как фактора обеспечивающего повышение уровня квалификации педагогического работника;
  • мотивация педагогов к продуктивной творческой деятельности;
  •  общественная экспертиза педагогического опыта, инновационных разработок;
  • повышение квалификации учителей школы через изучение педагогического опыта коллег;
  • реализация маркетингового аспекта  Программы развития методической службы школы;
  • поддержка позитивного имиджа школы в образовательном сообществе, у потенциальных заказчиков.

Публикация материалов педагогических работников школы осуществляется в соответствии с Положением о размещении авторских материалов педагогов на сайте школы.

Опыт инновационной деятельности и результаты опытно-экспериментальной работы учителя школы представляют на НПК педагогов как муниципального, так и регионального уровней, на дистанционных мероприятиях всероссийского уровня.


Таким образом:
  1. Инновационная деятельность педагогов школы обеспечивает работу над обновлением содержания образования с учётом компетентностного подхода к качеству образования, направлений модернизации российского образования в рамках инициативы президента «Наша новая школа», запросов социальных заказчиков.
  2. Осуществляемая педагогами, в том числе в рамках ОЭР инновационная деятельность обеспечивает положительное влияние на формирование личности ребёнка.
  3. Подход к организации опытно-экспериментальной деятельности в школе способствует выстраиванию позитивных коммуникативных отношений между участниками ОЭР и позволяет получать положительные результаты.
< Пред.