Главная arrow Концепция  
пятница, 20 октября 2017
Служба стратегических коммуникаций в сфере образования Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: PAKART   
понедельник, 03 марта 2003

СЛУЖБА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ)

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 отмечается: "В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности". И чуть ниже: "Интересы общества и государства далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования".

Заданные в Концепции параметры модернизации образования позволяют говорить о существенной необходимости постоянной ориентации современного образовательного учреждения на внешнюю ему среду в лице семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов, всех, кто заинтересован в устойчивом развитии системы образования страны вообще и конкретной школы в частности. Еще К.Поппер убедительно показал невозможность и неэффективность существования закрытых, изолированных социальных систем. Открытость предполагает возможность активного взаимодействия с внешней средой как всей системы в целом, так и каждого ее элемента в отдельности. А взаимодействия ведут к сложным и порой непредсказуемым постоянным динамическим изменениям самой системы, но они-то (эти изменения) и создают, с одной стороны, гарантии устойчивости и саморегуляции системы в качестве элемента еще большего целого, а, с другой стороны, обеспечивают ее развитие. Общество и социальные институты, построенные по модели систем закрытого типа, проигрывают открытым в своей эффективности потому, что они не могут поддерживать свое существование, а уж тем более развитие, за счет включения внешних и внутренних естественных механизмов собственной саморегуляции.

Открытые социальные системы, в отличие от закрытых, характеризуются, по Попперу, сознательным и целесообразным управлением социальным развитием, формированием государственных интересов сообразно интересам и потребностям людей. В отношении системы образования и ее составляющих применение этих характеристик вряд ли правомерно. Следует признать, что в нашей стране образовательные учреждения продолжают оставаться в одном ряду с самыми закрытыми социальными системами (наряду с армией и другими силовыми структурами, церковью, пенитенциарной системой и т.п.). Если закрытость перечисленных социальных институтов имеет какое-то основание, то у системы образования его просто нет. Закрытость образовательных систем - это достояние нашего прошлого, продукт тоталитарного государства, оставшийся нам в наследие. В централизованном государстве жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, все определяла монологическая коммуникация "сверху - вниз" и нужды в горизонтальных связях и отношениях просто не было. В течение "советского" времени Россия существовала без общества; она была государством, в котором отсутствовала сама реальность общественной жизни как пространство возможного проявления образовательных, культурных, профессиональных, гражданских инициатив и продуктивных коммуникаций.

Мы и сегодня находимся в ситуации, когда существует целый ряд социокультурных, в том числе образовательных, процессов, которые никаким образом не соотносятся друг с другом. Это не позволяет их иерархизировать, указав на принципы соответствия и степень важности друг относительно друга. В этой связи представляется некорректной и непродуктивной широко распространенная трактовка образования в терминах выполнения государственного заказа.

Прежде чем поставить вопрос о том, что именно должно включать в себя образование, какой свод знаний, умений и навыков может представлять собой образовательный стандарт, необходимо определить, кто и на каком основании имеет право решать, какие знания важны и чему учить детей в первую очередь. В состоянии ли содержание образования, задуманное избранными представителями (экспертами) того или иного направления в науке, достичь цели образования для всех? Как заметил один из самых известных философов современности Ю.Хабермас, "чем более экспертные культуры… замыкаются в себе, тем более опасность парцелляции и пересыхания повседневной коммуникативной практики". А РАО и отраслевые НИИ как экспертные системы в сфере образования (и социальные институты) уже давно и надежно замкнуты в себе.

При определении целей образования, путей и способов их достижения свое слово должно сказать общество. Или, если перефразировать, цели образования в обществе не могут быть адекватно поняты, пока они отделены от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального мира, в котором они формируются. Более того, образование для всех, являясь делом общественной и личной жизни, предполагает наличие механизмов, позволяющих каждому участвовать в его целеполагании, оценке и контроле. Проблемы и задачи образования могут (должны!!!) решаться педагогическим сообществом и общественностью в процессе дискурса воплощенного в обмене мнениями и конвенциях, определяющих правила признания или непризнания притязаний на истинность. В общественно-государственном характере образования заключена возможность общественности формулировать свое собственное мнение, осмысливать информацию и формировать плюралистическое, а не унифицированное поле мнений и суждений. Именно в общественности и публичной коммуникации заключается противовес тотальности частного интереса и диктаторским устремлениям образовательной власти всех уровней. "Значимы те и только те нормы действий, с которыми в рациональном дискурсе могли бы согласиться все те, на ком могли бы отразиться последствия принятия этих норм" - справедливо считает Ю. Хабермас.

Преодоление отчуждения родителей от школы и школы от общества, от принимаемых властными структурами решений может быть осуществлено через эффективное коммуникативное включение всех субъектов образовательной практики в процесс дискурса тем, мнений и результатов образовательной политики. Сама школа (система образования города, да и страны в целом) не в состоянии поддерживать у нового поколения интеллектуальную активность, социально-психологическую и эмоциональную стабильность, духовную целостность, пока она не имеет некой общей стратегии с социальными факторами, находящимися вне школы. Цели и задачи образования в их социальном контексте предъявляются новому поколению вместе с методами образования. А эти методы разрабатываются не изолированно, а являются частью общего развития социальных и коммуникативных технологий.

Изменение места и роли коммуникации и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивное развитие инфрмационно-коммуникативных средств пробудило живой интерес к проблеме влияния коммуникаций на социальные процессы и общественную жизнь, в том числе - философский. У одного из самых ярких представителей философии экзистенциализма К. Ясперса коммуникация становится целью и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки и выбора той или иной философской системы. Во второй половине ХХ века процесс коммуникации оказывается в центре внимания и социальной теории. Немецкий философ Ю. Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса. Он обращается к коммуникации как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества и правового государства.

Идея коммуникативного разума обладает огромной эвристической значимостью. Она позволяет рассматривать с указанных позиций все проблемы жизнедеятельности гражданского общества, в том числе - образования. Однако ситуация смысловой множественности становится открытой лишь в том случае, если субъекты образовательной практики получают возможность стать субъектами образовательной политики, то есть оформить, выразить и представить для публичного обсуждения собственные, присущие им замыслы, концепции, проекты. Такая возможность связана с освоением техник профессиональной самоорганизации, с одной стороны, и специальной организацией (развитием) коммуникативного пространства образовательного учреждения. В этой связи значимыми для системы образования становятся такие коммуникативные практики (как часть управленческих), которые связаны с поддержкой процессов инициации и поиска, направленных на самоорганизацию всех субъектов образовательной практики. В социокультурном плане эти коммуникативные практики чаще всего осмысливаются в контексте перехода от принципов директивного контроля за образованием к принципам демократического управления и развития сферы образования.

Такой переход видится в нескольких взаимосвязанных аспектах:

  • как переход от государственного и государственно-общественного к общественно-государственному характеру образовательной политики;
  • как переход от ведомственного инспектирования к открытой полипрофессиональной и общественной экспертизе.
  • как переход от иерархической коммуникации, где главным компонентом является приказ, к системе демократической коммуникации, где основой становится убеждение и доверие.
    Если эти переходы в процессе модернизации образования не будут осуществлены, то и реформирование системы образования, и ее модернизация могут остаться не больше чем "активным движением в слепой кишке" (М.К.Мамардашвили).

Сегодня, когда коммуникации пронизывают все аспекты существования общества, теория и практика коммуникации становятся объектом пристального внимания не только крупных финансово-промышленных групп, среднего и малого бизнеса, но и закрытых социальных институтов (типа МВД и ФСБ). Даже в городских и районных управлениях внутренних дел появились и работают отделы (пресс-службы) или офицеры по связям с общественностью (паблик рилейшнз). Странно выглядит на этом фоне система образования. Отечественные высшие учебные заведения с середины 90-х годов готовит профессионалов по специальности 350400 - "связи с общественностью" (паблик рилейшнз или просто ПР) для разных сфер социально-экономической жизни страны. Но вот что удивляет. В примерном перечне специализаций по этой специальности есть "связи с общественностью в сфере культуры" (350400-13), "связи с общественностью в сфере здравоохранения" (350400-14), "связи с общественностью в сфере сельскохозяйственного производства" (350400-15), "связи с общественностью в малом бизнесе" (350400-17), "связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта" (350400-25) и т.д., но нет специализации "связи с общественностью в сфере образования". Воистину, - "сапожник без сапог".

Значит ли отсутствие в ВУЗах страны специализации "связи с общественностью в сфере образования" отсутствие в образовательных учреждениях предмета деятельности. Конечно же нет. В тех или иных формах такая работа ведется, но не больше чем примитивная самодеятельность. О наличии современных коммуникативных технологий большинство руководителей и педагогов (в том числе - социальных) даже не догадываются, а термин "пиар" в их сознании прочно ассоциируется с "грязными" политтехнологиями. Техники и технологии паблик рилейшнз/связей с общественностью (другой вариант названия - стратегические коммуникации) для подавляющего большинства педагогического сообщества страны - "терра инкогнито". Для большинства, но не для всех.

Почти десять лет работает в опытно-экспериментальном режиме средняя общеобразовательная школа № 8 г.Усть-Илимска Иркутской области (директор школы - Заслуженный учитель РФ Галина Павловна Соломович). За это время педагогическим коллективом были успешно реализованы образовательные проекты "Школа как полисистема" и "София-Плюс". В настоящее время реализуется проект "Гражданин". Одним из признаков успешного продвижения любого проекта является "проявление" в образовательном процессе, в жизненном укладе школы новых видов деятельности. Одной из деятельностей, которая четко "проявилась" и давно заняла подобающее ей место в жизни школы - паблик рилейшнз (мы называем ее "стратегические коммуникации"). Во многом именно благодаря ПР, т.е. специальной работе по вовлечению в жизнь и образовательный процесс общественности, школа уже десятилетие работает в режиме устойчивого развития. За это время: обычному сибирскому общеобразовательному учреждению было предоставлено десять грантов от российских и зарубежных партнеров (в том числе два гранта от Фонда Дж.Сороса); создана, зарегистрирована в органах власти и продуктивно работает некоммерческая организация "Общественный школьный фонд"; доказал свою эффективность Попечительский совет; разработана и успешно реализуется программа "Сотрудничество во имя развития"; почти все родители детей, которые обучаются в школе, перешли с позиции внешнего наблюдателя к тесному сотрудничеству с педагогическим коллективом на основе индивидуальных общественно-образовательных договоров и многое другое…

В рамках Федеральной программы развития образования (ФПРО) на базе школьной службы стратегических коммуникаций (паблик рилейшнз), в организационной структуре школы, создан федеральный инновационный Центр повышения квалификации работников образования по направлению "стратегические коммуникации (паблик рилейшнз) в сфере образования".

Настоящий учебно-методический комплекс разработан для обеспечения продуктивной работы Центра и ориентирован на обучение педагогов и руководителей образования теоретическим основам, методикам, техникам и технологиям паблик рилейшнз, формирование практических навыков применения современных коммуникативных технологий в сфере образования.

При этом мы полагаем, что главная задача преподавателей Центра и, следовательно, под нее разрабатывался учебно-методический комплекс, заключается не в передаче опыта школьной службы стратегических коммуникаций, а в переносе оснований модели паблик рилейшнз, которая сложилась в школе, на новые образовательные площадки и содействии в формировании и технологическом обеспечении в других школах своих моделей связей с общественностью.

Сфера паблик рилейшнз как умение решать проблемы на коммуникативном уровне сопровождает человечество везде, всюду и во все времена. Интуитивно мы все являемся специалистами в области налаживания хороших отношений. Осталось положить эту интуицию на платформу теории и современных технологий и перейти с самодеятельного на системно-технологический уровень.

< Пред.   След. >