Главная arrow Программа  
понедельник, 21 августа 2017
Образовательная программа подготовки педагогов-коммуникаторов Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: PAKART   
понедельник, 03 марта 2003

Образовательная программа курсов подготовки специалистов по стратегическим коммуникациям (паблик рилейшнз) в сфере образования

Виды занятий, методики обучения и содержание программы

  • Теоретические занятия (лекции). Теоретические занятия организуются по группам. Общий объем лекционного курса 48 часов, что составляет одну треть общего объема учебного времени.
  • Практические занятия. Практические занятия планируются в объеме 64 часов.
    Занятия организуются по подгруппам в педагогических мастерских и мастер-классах. Основным содержанием практических занятий является проектирование моделей деятельности с применением стратегии "ЦЕЗАР". Используются такие формы занятий, как дискуссии, семинары-тренинги, деловые и ролевые игры, "мозговой штурм", контент-анализ текстов, круглые столы, сообщения.
  • Методические модели процесса обучения. Используемая модель обучения предполагает преломление теоретических положений, даваемых на лекции в практические техники и технологии паблик рилейшнз. Для этой цели используются такие методы обучения, как анализ и переструктурирование теоретического материала для решения практических задач, проблемный метод, метод "круглых столов" и "мозгового штурма", метод подготовки проектов и программ, организационно-деятельностные игры, техники социальных исследований и проектирования, моделирования и программирования. На практических занятиях вырабатываются как практические навыки, так и коммуникативные умения.
  • Внеаудиторные занятия. Внеаудиторные занятия предполагают работу над литературой по соответсвующим темам курса, консультации в консультационных пунктах центра, дополнительную работу в педагогических мастерских и мастер-классах (по выбору).
  • Самостоятельная работа. Для эффективного прохождения образовательной программы предусматривается самостоятельная теоретическая и практическая работа в межсессионный период в объеме 24 часов. Самостоятельная работа предполагает работу с текстами, теоретическим материалом, представленным в лекциях, разработку и реализацию индивидуальных и групповых проектов коммуникативных кампаний, ПР-мероприятий, проведение социальных исследований и коммуникационного аудита.
    В межссесионный период слушатели получают консультативную поддержку преподавателей Центра как непосредственно, так и средствами электронной и почтовой связи.

Примечание: Здесь представлена программа стандартного курса, которая может быть адаптирована к потребностям конкретных слушателей (заказчика).

Разделы содержания программы

Основной материал раздела

Педагогические мастерские и мастер-классы

Раздел 1.

Основы теории коммуникации

Коммуникация и общество. Становление теории коммуникации. Коммуникация как фактор развития общества. Главные этапы развития теории коммуникации в ХХ веке. Цели и задачи теории коммуникации.
Понятие коммуникации. Основные подходы к определению понятия "коммуникация".
Коммуникация как процесс. Цели и структура коммуникативного процесса. Функции основных элементов коммуникации. Код. Эффективность коммуникации и обратная связь.
Виды и общая характеристика процессов коммуникации. Цели, условия организации, формы и средства основных видов коммуникации: познавательной, убеждающей, экспресивной, суггестивной, ритуальной. Общие характеристики коммуникации.
Социальное влияние: процессы и среда. Социальное влияние как часть устройства мира. Субъект и объект влияния. Установки и их роль в процессах социального влияния.
Коммуникативные модели. Социально-психологические модели коммуникации: двухступенчатая модель, "спираль молчания", дифузная теория, модель "привратника", структура новости. Семиотические модели: модель Р.Якобсона, модель Ю.Лотмана, модели У.Эко, Р.Барта, Дж.Уильямсона, И.Эвен-Зохара. Модели ПР: пресс-агенство, служба общественной информации, двухсторонние асимметричная и симметричная модели.

  • ПР, Интернет и организация работы сетевого координатора.
  • Стратегия проектирования инновационного прорыва "ЦЕЗАР".

Раздел 2.

Теория и практика ПР

Предмет и определение ПР. Область функционирования ПР. Анализ базовых определений понятия "ПР". ПР в образовании как функция менеджмента и искусство управления общественным мнением.
ПР в структуре коммуникативных технологий: особенности и функции. ПР и реклама. ПР и пропаганда. ПР как порождение контекстов. Функции ПР. Составляющие ПР.
Становление и развитие ПР как сферы профессиональной деятельности. История возниконовения ПР. Становление и развитие ПР в США. ПР в России: особенности становления и перспективы развития.
Пабли рилейшнз в школе. Создание и планирование работы ПР-службы в школе. Цели, задачи и функции школьной службы паблик рилейшнз.
Общая характеристика коммуникационной кампании. Определение целей ПР-кампаний и их типы. Характеристики ПР-кампаний: инжиниринг, подкрепление, оценка.
Программа коммуникационной кампании. Элементы конструирования ПР-кампаний. Модели коммуникационных кампаний. Менеджмент ПР-программ: определние проблемы, планирование и прогнозирование, действия и коммуникации, оценка программы.
Сообщение и его "упаковка". Исследование целевых аудиторий. Анализ предполагаемого воздействия сообщения. Социальные и психологические барьеры восприятия. Лидеры мнений и методики их определения. Общие характеристики лидеров мнений.
Работа с имиджем в ПР. Понятия "имидж" и "образ". Характеристики имиджа-образа. Эффект резонанса. Методика, этапы создания и продвижения корпоративного имиджа.
СМИ как инструмент связи с общественностью. Особенности масс-медиа. Информационные каналы СМИ. Правила работы с прессой. Пути взаимодействия ПР-службы с масс-медиа.
Организация коммуникативных событий. Планирование и организация коммуникативных событий: пресс-конференция, письмо в редакцию, интерьвью, пресс-релиз, выступление по радио и на телевидении.
Журналисткие жанры в ПР. Типология жанров журналистики. Информационные жанры: заметка, интервью, отчет, репортаж. Аналитические жанры: корреспонденция и журналисткое расследование, статья, обзор, обозрение, рецензия, комментарий. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет. Фотография в газете (журнале) и способы минимизации неестественных поз и выражений лица.
Менеджер новостей (спиндоктор). Кризисная ситуация и ее параметры. Программа управления кризисом. Типы работ спиндоктора. Этапы цикла прохождения новостей. схема развития. Новости. Работа ПР-специалиста после кризиса.
Слухи как часть работы ПР-специалиста. Понятие "слухи". Коммуникативные характеристики слуха. Ситуации порождения слухов. Стратегии борьбы со слухами.
Маркетинговые стратегии в ПР. Общая характеристика маркетинга. Позицирование в маркетинге и в ПР. Правила позицирования. Маркетинговые ПР. Паблисити. Цели, задачи и способы паблисити. Стратегия и тактики управления паблисити.

  • ПР как инструмент демократизации управления школой.
  • ПР в структуре инновационной деятельности ОУ.
  • Служба ПР в школе.
  • ПР и экономический механизм управления ОУ.
  • Маркетинговые ПР в сфере дополнительного образования.
  • ПР, социальное партнерство и развитие местного сообщества.
  • Школьные СМИ и ПР.
  • ПР в интегрированных формах образования.
  • ПР в работе с родителями дошкольников.

Раздел 3.

Методика и техника социальных исследований

Целевые и общественные группы. Понятие "общественная группа". Внешние и внутренние общественные группы. Целевая общественная группа и способы ее определения. Индекс PVI. Прогнозирование поведения аудитории.
Общественные группы и имидж учреждения. Роль внутренних и общественных групп в формировании имиджа образовательного учреждения. Внешние общественные группы и образ школы.
Общественное мнение. "Законы" общественного мнения. Принципы поддержки положительного общественного мнения. Изучение общественных групп и общественного мнения.
Исследование проблем, исходных данных и управление проблемами. Мониторинг проблем. Процесс решения и стратегии управления проблемами. Цели и задачи исследования проблем. Программирование и планирование механизма решения проблем.
Процесс и методы неформального исследования. Метод ненавязчивого изучения. Журналисткое расследование. Аудит мнения и коммуникационный аудит. Анализ популяции. Плюсы и минусы неформальных исследований.
Формальные исследования. Стадии формального исследования. качественные и количественные исследования. Способы качественных исследований: историография и кейс-стади, глубинное интервью, метод фокус-групп. Количественные исследования: контент-анализ, обзорные исследования, специальные методики конкретных социологических исследований.
Социологические основы ПР-исследований. Генеральная и выборочная совокупность. Формулировка вопросов исследования. Анкета. Типы вопросов. Общие принципы конструирования вопросника. Требования к вопроснику. Композиция анкеты. Ошибки конструирования и их признаки.

  • Методика и техника конкретных социологических исследований.

Самостоятельная работа

Теоретическая и практическая в межсессионный период и итоговая работа на второй сесии.

Промежуточная практическая работа.

Контроль

Для контроля знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе обучения, предусмотрены оценка результативности участия в работе педагогических мастерских и мастер-классов, оценка выступлений и докладов на пленумах.
Зачет.

Отчет о проведенной практической работе в форме реферата.

< Пред.