Главная arrow Карта сайта  
пятница, 20 октября 2017
Самоорганизующаяся многопрофильная школа с индивидуальными учебными планами Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: PAKART   
вторник, 03 июня 2008

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ

Школа на протяжении 15 лет самоопределялась как многопрофильная школа, учитывающая социальные запросы учащихся и их родителей. В данном модуле школы доминирует когнитивная образовательная парадигма, нормы и требования к достижению результатов здесь жестко фиксируется.

Исходя из того, что подавляющие большинство модуля «Старшая школа» продолжает обучение в высших учебных заведениях, задачи данного модуля формулировались следующим образом:

  • допрофессиональная и профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка;
  • интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе;
  • подготовка к сдаче вступительных экзаменов (ЕГЭ) в вуз;
  • выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшем звене школы.

Вышеперечисленный блок задач, определяющих прагматическим социальным заказом, не снимает стратегические цели школы в области обновления содержания образования, совершенствования педагогических технологий и оптимизации управленческих процедур.

Опыт работы по коррекции внутренних и внешних сил воздействующих на школу осуществлялся на основе отслеживания отношений между различными общественными группами в старшей школе. Исследования, проведённые в модуле «Старшая школа» позволили создать модель самоорганизующей многопрофильной школы с индивидуальными учебными планами. Актуальность поиска и обеспечения ценностно-целевых приоритетов образования в старшем модуле школы привели к внедрению новых форм организации учебно-воспитательного процесса.

Опыт школы позволяет предложить технологию преднамеренных изменений организационной культуры, позволяющей перевести школу в режим самоуправляющуюся, самообучающуюся организацию, которая объединила и скоординировала совместную деятельность педагогов, учащихся их семей как равноправных партнеров в образовательном процессе.

Следующий шаг в развитии модели старшей школы – индивидуальные учебные платы.
Проект нового модуля поддерживается поисками финансового обеспечения через гранты, через меценатов, выпускников школы.

Опыт школы подтверждает реалистичность выбранного направления развития: на протяжении последних лет в школе были планомерно совершены существенные изменения ее культуры:

  • выстроена система управления школой через организационную культуру («сложная оптимизация»);
  • созданы и совершенствуются инструменты системного развития этой культуры;
  • создана команда педагогов-исследователей, являющаяся источником и движущей силой изменения культуры;
  • отработана технология проектирования и осуществления значащих событий;
  • сформированы институты самоорганизации и самоуправления.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

  1. Название модели:
    Самоорганизующаяся многопрофильная школа №8 с индивидуальными учебными планами.
  2. Цели модели:
    Создание благоприятных условий для реализации образовательных возможностей и потребностей в профессиональном самоопределении каждым школьником.
  3. Задачи модели:
    1. Социальное, гражданское и профессиональное самоопределение учащихся модуля «Старшая школа».
    2. Подготовка выпускников школы к продолжению образования.
    3. Развитие сети дополнительного образования в модуле «Старшая школа».
    4. Создание условий, обеспечивающих успешную работу модели профильного обучения.
  4. Основные условия успешности реализуемой модели:
    Условия, обеспечивающие успешную работу модели профильного обучения:
    1. Материально-технические условия;
    2. Подготовка кадров;
    3. Программно-методическое обеспечение;
    4. Создание нормативно-правовой базы;
    5. Профильно-ориентационная работа;
    6. Психологическое сопровождение;
    7. Гибкость выбора.

1.  Материально-технические условия профильного обучения:

  • 40 учебных кабинетов;
  • 3 компьютерных класса – с мультимедийным оборудованием, в том числе 1 класс оборудован электронной интерактивной доской;
  • 1 компьютерный класс для подготовки педагогов и учащихся к урокам;
  • Автокомплекс: учебный класс, гараж, 4 учебных автомобиля;
  • Актовый зал на 250 посадочных мест с мультимедийным оборудованием;
  • Хореографический зал;
  • 22 музыкальных инструментов;
  • Библиотека, читальный зал на 18 посадочных мест;
  • Библиотечный фонд – 44420 экз., в т.ч.:
    − фонд учебной литературы – 28920 экз.;
    − основной фонд – 15500 экз., в т.ч.:
    − художественная литература – 7852 экз.;
    − научно-популярная литература – 7648 экз., в т.ч. методической – 2200 экз.

2.  Подготовка кадров и программно-методическое обеспечение

 

Подготовка кадров и программно-методическое обеспечение
Image

Модель мониторинга учебно-воспитательной деятельности педагога, работающего в предпрофильных и профильных классах
Image

3.  Программно-методическое обеспечение

  • Составление каталога программ элективных курсов;
  • Школьная методическая подготовка учителей по разработке и написанию программ элективных курсов;
  • Разработка критериев эффективности элективных курсов;
  • Создание в школе условий для самообразования учителей и обмена опытом по предпофильной и профильной подготовке.

4.  Создание нормативно-правовой базы

  • Сбор данных и формирование банка по профильной и предпрофильной подготовке;
  • Создание образовательной карты профилей;
  • Заключение договоров с родителями и с ВУЗами.

5.  Профильно-ориентационная работа

  • Презентация школьникам элективных курсов и спец. курсов для выбора;
  • Индивидуальные консультации для учащихся и родителей по предпофильной подготовке;
  • Организация школьной методической подготовки для учителей по профильному обучению;
  • Проведение классных часов, «круглых столов» по проблемам профильного обучения.

6.  Психологическое сопровождение профильного обучения:

  • Анкетирование учащихся и родителей, изучение запроса по определению профиля;
  • Формирование группы психологического сопровождения профилизации;
  • Проведение тренингов по профориентации.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса по профильной подготовки осуществляется через:

  • Работу с учащимися психолога, классных руководителей, руководителя Центра стратегических коммуникаций создание портфолио учащихся.
  • Работу Научно-практического центра с педагогами. Проводятся внутренняя курсовая подготовка, индивидуальные консультации.
  • Работу с родителями: конференция, собрания, индивидуальные консультации.

7.  Гибкость выбора

  • Особенность работы школы заключается в том, что профильные классы комплектуются в 8 параллели с целью пропедевтики профиля.
  • Учащиеся 8-х классов имеют возможность «пробы» профиля с последующим самоопределением и осознанным выбором.