Главная arrow Карта сайта  
пятница, 20 октября 2017
Принципы и подходы к разработке рабочей программы учителя в условиях введения ФГОС Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Маслова Александра Алексеевна, заместитель директора школы по УВР   
четверг, 17 января 2013

Доклад на городской коллегии «О введении федерального государственного образовательного стандарта в МОУ: достижения, проблемы перспективы»

Рабочая программа это инструмент реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях и является одной из составных частей основных образовательных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением, и приложением к учебному плану.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа является локальным (предназначенным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей педагогической деятельности) документом образовательного учреждения. Рабочие программы разрабатываются каждым учителем самостоятельно на один учебный год для каждого класса (параллели) на основе примерной или авторской учебных программ.

В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение Рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Написание рабочих программ в нашей школе проходило в несколько этапов начиная с 2010 года.

Первым этапом стало изменение формы календарно-тематического планирования. Теперь в нем следующие графы:

  • темы курса и отдельных уроков;
  • дата проведения по расписанию;
  • последовательность и количество часов, отводимое на их изучение;
  • типы уроков в соответствии с системно-деятельностной парадигмой (Уроки «открытия» нового знания, уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля);
  • лабораторные и практические работы;
  • элементы предметного содержания;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты;
  • планируемый предметный результат;
  • виды контроля, измерители;
  • выход на ГИА и ЕГЭ; (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в текущем году единого государственного экзамена. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в текущем году единого государственного экзамена);
  • основные виды учебной  деятельности школьников (т.е. набор компетенций и универсальные учебные действия, которые являются их элементами, с помощью которых будет достигаться освоение содержания образовательного пространства).

Данная работа позволила педагогам понять, какие конкретные изменения несет ФГОС и преломить их через свою педагогическую деятельность.

Вторым этапом в подготовке написания рабочей программы стал использование психолого-педагогической характеристики класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса составлялась на основе исследовании:

  • социометрии,
  • каналов восприятия,
  • внимании,
  • памяти,
  • интеллекта обучающихся.

Учитывая возможности конкретного класса, группы, ученика в отдельности (используя диагностические данные по классу, педагог простраивает траекторию развития каждого ребенка). Условно группы по каналу восприятии, по уровню знаний, по сформированности коммуникативных навыков.

Третий этап это использование интегрированных уроков. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают  к поисковой и исследовательской деятельности. Так же интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. Вашему вниманию представлены конкретные занятия из рабочих программ 1, 2 классов.

В нашей школе одним из ведущих направлений работы с обучающимися является  проектная деятельность, что соответствует требованиям ФГОС. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Четвертый этап это составление  положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

Настоящее Положение составлено на основе Приложения к письму МО РФ от 12.01.2006 № 01-10. «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов», а также Письма Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «О рабочих программах» № 75-37-0541/11 от 15.04.2011 г. и определяет структуру и порядок разработки и утверждения Рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина Михаила Ивановича».

В п. 9.6 в стандарте начального общего образования определена структура рабочей программы:

  1. Пояснительная записка, которая показывает вклад учебного предмета в общее образование ребенка). Вашему вниманию представлены фрагменты рабочей программы по куру «Окружающего мира» 2 класса;
  2. Основное описание предмета, структура, особенности, отражение фундаментального ядра предмета;
  3. Место учебного курса в плане(количество часов);
  4. Личностные, метапредметные, предметные результаты. Учитель прописывает,  как его рабочая программа обеспечивает достижение определённых  личностных, метапредметных, предметных результатов;
  5. Основное содержание курса (это фактически обязательный минимум прописанный в стандарте);
  6. Планируемые результаты обучения это фактор обеспечивающий единство образовательного пространства( независимо от автора учебника и т.п.);
  7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, которая формирует универсальные учебные действия;
  8. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.

Рабочие программы в нашей школе действительно являются рабочими. Педагоги вносят в них коррективы, основываясь на интеграции уроков, на психолого-педагогическую характеристику класса, т.к. рабочая программа составляется на конкретных класс, на один год.

На сегодняшний день в школе разработаны рабочие программы по всем учебным курсам.

< Пред.   След. >