Главная arrow Карта сайта  
понедельник, 21 августа 2017
Реализация основных типов рефлексии на педагогических мастерских Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Переляева В.В., учитель русского языка и литературы   
четверг, 02 октября 2008

ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реализация основных типов рефлексии на педагогических мастерских как фактор формирования творческой личности

Автор: Переляева Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы

Взаимосвязь творческой деятельности с рефлексией доказана во многих философских и педагогических исследованиях. Общеизвестно, что рефлексия - обращенность мысли на себя, возможность увидеть себя, осознать свою целостность, уйти от нарциссизма, эгоизма, закрытости. Это - возможность открыться для других, отдать им накопленное, чтобы затем начать обновление, преображение, остаться тем же, но быть уже другим.

Задача данной работы  ограничена выделением типов  и анализом ключевых представлений о механизмах рефлексии как особой психологической реальности и показ перспективы их реализации в прикладных разработках, в том числе в психолого-педагогической практике (в частности - на педагогических мастерских).

В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных   работ,   посвященных изучению рефлексии, показывает,   что   она   исследуется   в четырех  основных   аспектах:   кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. При этом первые  два   аспекта   выделяются   в   исследованиях   коллективных   форм   деятельности,  а  другие  два  -  в  индивидуальных формах проявления  мышления    и   сознания.
Для совершенствования процесса обучения и умственного воспитания также необходим учет специфики этих типов рефлексии в различных ситуациях развития творческого мышления, связанных с использованием задач на соображение или на смекалку.

Выделение типов рефлексии в этих ситуациях позволяет определить уровни сложности   педагогической деятельности в зависимости от тех рефлексивных процессов, которые осуществляются  учащимися.

Методические материалы:

  • Мастерская письма «Человек» (по пьесе М. Горького «На дне», 11 кл.);
  • Мастерская построения знаний «Истоки» (по роману Л. Толстого «Война и мир», 10 кл.);
  • Мастерская построения знаний «Со-бытие» (по роману М. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки», 10 кл);
  • Программа элективного курса по литературе на тему «Русские «love storu» (при реализации используется технология педагогических мастерских). Публикации: сайт ИД «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007 учебный год. CD – диск «Со-бытие.  Разработки мастерских. Элективный курс «Русские «Love story». Реализация основных принципов рефлексии на педагогических мастерских как фактор формирова-ния творческой личности. К вопросу о выборе индуктора на мастерской как основном приёме введения в диалог» / Составитель В.В. Переляева  - Усть-Илимск, Издательский Центр «Ката», МОУ «СОШ №8»,  2008

Представление опыта работы:

  • школьные  и городские педагогические чтения «Обновление содержания, форм, методов и технологий обучения» (2005 г.,2006 г.);
  • городская научно-практическая конференция «Слово учителю-экспериментатору» по теме «Обновление содержания образования средствами опытно-экспериментальной деятельности» (2006 г.).
  • Мастер-класс. Городская образовательная выставка «Жемчужина тайги». Конкурсный отбор лучших учителей общеобразовательных учреждений Иркутской области для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование (февраль 2008 г.)

Контактный Е – mail:

< Пред.   След. >