Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Уставом общеобразовательного учреждения, нормативно-правовыми документами Министерства просвещения Российской Федерации и иными ведомственными документами.
Структура управления в школе выстроена с целью обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в интересах всех участников процесса.
Тип управления , сложившийся в образовательной организации, основан на методологии деятельностного подхода и рассматривает управление как взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.
Основными характеристиками системы управления в школе являются:
- коллегиальное построение модели образовательного процесса;
- предоставление прав и личной ответственности каждому участнику в принятии управленческих решений;
- обмен оперативной информацией;
- творческое сотрудничество;
- корпоративная ответственность за результат;
- целеполагание и постановку задач на основе анализа, моделирования, прогнозирования;
- повышение качества образования;
- совершенствование профессиональных компетенций педагогов;
- улучшение условий обучения детей;
- расширение ресурсной базы школы;
- повышение эффективности и качества управленческих решений.
Исходя из целей, стратегий и принципов управления в школе применена матричная структура управления.
В основу положена пятиуровневая структура управления
Первый уровен
Уровень директора (по содержанию – это уровень текущего руководства , планирования и контроля).
Директор школы осуществляет оперативное руководство, определяет Управляющим советом участников этого процесса стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива согласовывает Программу развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
Второй уровень
По содержанию – уровень стратегического управления. Функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива.
Третий уровень
По содержанию – уровень тактического управления. Уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений.
Четвертый уровень
Уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения объединяют учителей одной образовательной области.
Пятый уровень
Уровень обучающихся. По содержанию – уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство.
В школе созданы органы ученического самоуправления, детские общественные организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.
Формами самоуправления являются:
Управляющий совет
– это коллегиальный орган, реализующий установленные законодательством принципы самоуправления в управлении школой.
Управляющий совет – состоит из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеет управленческие полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития, определенные Уставом школы.
Управляющий совет по представлению педагогического совета:
- согласовывает программу развития;
- вносит изменения и дополнения в Устав с последующим представлением Учредителю для утверждения и регистрации;
- содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет направления и порядок их расходования;
- согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению педагогического совета;
- принимает решение об исключении обучающегося из школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) принимается с согласия органов опеки и попечительства);
- осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
- ходатайствует, при наличии оснований, перед директором о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала;
- ходатайствует, при наличии оснований, перед Учредителем о награждении, премировании, о других поощрениях директора, а также о принятии к нему мер дисциплинарного воздействия, о расторжении с ним трудового договора;
- участвует в разработке и согласовывает локальные акты, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников;
- участвует в оценке качества и результативности труда работников, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами;
- участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад (публичный доклад подписывается совместно председателем Управляющего совета и руководителем общеобразовательного учреждения).
Трудовой коллектив составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собрание.
Педагогический совет
– состоит из всех педагогических работников и действует постоянно. Заседание его созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Решения педагогического совета принимаются голосованием, являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало не менее 2/3 присутствующих. Решения являются обязательными для всех членов трудового коллектива. Педагогический совет действует в соответствии с Положением о педагогическом совете.
Общее собрание трудового коллектива
– созывается совместно с профсоюзным комитетом и администрацией Учреждения либо профсоюзным комитетом или администрацией самостоятельно.
Общее собрание:
- рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него;
- избирает Совет школы, его председателя и определяет срок их полномочий.
Собрание считается правомочным, если в нём участвует более половины общего числа членов коллектива.
Решения общего собрания трудового коллектива принимаются открытым голосованием большинством голосов членов коллектива.
Общее собрание трудового коллектива созывается по мере необходимости, один или два раза в год.
Методический совет
– создан в целях координации деятельности всех структурных подразделений методической службы. Методический совет является консультативным органом по вопросам организации методической работы.
Методический совет создан для решения следующих задач:
- координация деятельности методических объединений;
- разработка основных направлений методической работы образовательного учреждения;
- обеспечение методического сопровождения учебных программ, разработка учебных, научно-методических, дидактических материалов;
- организация инновационной, проектно-исследовательской деятельности;
- организация консультирования педагогических работников по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения.
- разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта;
- профессиональное становление молодых учителей;
- организация взаимодействия с другими образовательными учреждениями;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий.
Каждый учитель состоит в методическом объединении.
В школе работают методических объединения (посмотреть):
- русского языка и литературы
- математики и информатики
- иностранных языков
- общественно-научных предметов
- естественно-научных предметов
- начальных классов
- физической культуры, музыки, технологии, ОБЖ, ИЗО
- классных руководителей