Праздник «Вербное воскресенье»

Праздник «Вербное воскресенье» в школьной студии «В мире искусства»

Уже третий год в школе ребята из студии «В мире искусства» с большим интересом изучают традиции народов России. И в канун праздника «Вербное воскресенье» пришло время познакомиться с историей праздника и существующими традициями. Ребята посмотрели красочную презентацию и слушали рассказ о предстоящем празднике.

В нашей жизни всегда найдется место празднику и не обязательно календарному. Праздник должен быть в наших душах, сердцах.
Праздник Вербное воскресенье или Пальмовое воскресенье имеет полное название и звучит так: «Вход Господень в Иерусалим». История Вербного воскресенья началась, когда Иисус Христос вошел в Иерусалим. Он въехал, на ослике, который стал символом смирения. Тогда люди признали его Мессией, подстилали под ноги его ослику свою одежду и бросали пальмовые ветви. Его вход в Иерусалим стал прообразом входа в Рай.

Почти весна и воздух свежий –

Об этом птичьи пересуды.

За наши новые надежды!

День этот к нам пришел откуда?

На Руси пальмы не произрастали, их заменили распускающимися веточками вербы, которые являются символом жизни и весеннего пробуждения. Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим – один из праздников, появился на Руси в Х веке. В этот день на Руси было принято освящать вербу в храме. Считается, что после освящение эти веточки обладают целебными свойствами. По православному обычаю, христиане хранят освящённые вербы в течение всего года и украшают ими иконы в доме. Вербное воскресенье – любимейший праздник русских людей. На Руси едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Родилась легенда. В ней говорится, что давным-давно верба была женщиной, и у неё было очень много детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Тогда рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

В канун Вербного воскресенья полагалось срезать пучки ветвей вербы, покрытых пушистыми почками. В церкви ветки освящались. Считалось, что распустившиеся на них почки и золотистые серёжки обладают особой магической силой.

Так же ребята 4 классов сделали праздничные тарелочки в технике папье – маше, украсили их веточками вербы, а ребята помладше – сделали красивые поздравительные открытки с вербой, их ми можно подарить своим родным и близким.

Меня часто спрашивают, зачем нам нужно изучать историю, культуру, традиции, быт и обряды наших предков? Ведь того, что было уже не вернёшь, новое время рождает новые традиции и новую культуру, так зачем же нам в будущее тащить весь этот старый хлам», разбираться с которым нет ни времени, ни желания, ни необходимости. Так ли это на самом деле?

Можем ли мы строить своё будущее без понимания культурных и мировоззренческих основ предыдущих поколений.

Что является стержнем любого общества или народа при любом типе общественного строя? Почему одни цивилизации появлялись и исчезали бесследно, а другие пронесли свои культурные основы и традиции через миры и века? При подробном изучении этого вопроса мы можем с уверенностью сказать, что не число археологических находок, не количество материальных носителей культуры и традиций того или иного народа определяют уровень его культурного наследия. Основой или культурным базисом любого народа являются его устные и письменные (по возможности) предания, культурно-обрядовые действия, к которым относятся календарные праздники, свадьбы, песни, пляски, хороводы, обрядовая одежда и многое другое творческое культурное наследие, наличие которого явственно показывает культурно-нравственный и мировоззренческий уровень развития общества.

Уровень, позволяющий ему (обществу и народу) не просто выживать в этом мире, но и развиваться, передавая из поколения в поколение самые важные и передовые сведения о мироустройстве, социально-культурологические и мировоззренческие основы и устои, без которых в будущем не возможно развитие человечества в целом.

Только поняв и осознав заново всю глубину единого культурного наследия, переданного нам нашими мудрыми предками, мы можем уверенно шагать в светлое будущее, продолжая дело наших отцов, дедов и прадедов.

Добровольская М.А., руководитель студии «В мире искусства»