Главная arrow Информация arrow Учимся самостоятельно  
четверг, 24 августа 2017
Учимся самостоятельно Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Асташова Светлана Александровна, заместитель директора по УВР   
четверг, 10 февраля 2011

Умение учиться всю жизнь, важнейшая компетенция в современном мире. Дистанционное обучение, как ни какая другая форма обучения позволяет совершенствовать навыки самостоятельной учебной деятельности. Мы предлагаем вам несколько советов, которые помогут вам при дистанционном обучении.

Самостоятельная работа в домашних условиях предполагает осознанную познавательную деятельность без помощи учителя.

Рациональная организация самостоятельной деятельности, залог успешного усвоения материала. Наши советы по организации самостоятельной учебной деятельности, помогут вам избежать переутомления, добиться более высоких результатов и удивить своих педагогов и одноклассников.

  1. Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых сон или 1,5–2 часовое пребывание на воздухе (игры, прогулки, спорт). Но не больше, иначе опять устанешь!
  2. Прежде чем начинать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это должно занять времени, наметь порядок работы.
  3. Намечая график работы, помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20-30 минут после начала работы.
    Более сложную работу целесообразно выполнять именно в это время.
    Более простую и интересную – в конце. Но если ты трудно врабатываешься, то тогда целесообразно начинать работу и более интересной.
  4. Приготовь все, что необходимо для работы.
  5. Старайся в процессе работы придерживаться намеченного графика.
  6. Первый час работы можно работать без перерыва, в следующее время должны быть перерывы через 40-50- минут напряженной работы. Перерыв – 5-10 минут, в процессе его хороши физические упражнения. Не делай отдых продолжительным, это может снизить работоспособность.
  7. Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.
  8. Если какое либо из заданий не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать его через некоторое время или проконсультируйся у педагога.

Важнейший элемент самостоятельной работы,умение работать с книгой (учебником)
I. Учись работать с книгой
(учебником, монографией, статьей, учебным пособием)

  1. Сначала бегло просмотри содержание всей книги (статьи, монографии). Дай себе отчет, насколько этот материал тебе нужен, на какие вопросы он поможет тебе ответить.
  2. Приступай к вдумчивому чтению.
  3. При чтении:
    1) отмечай основные идеи (мысленно или карандашом);
    2) следи, как они развиваются, доказываются (нет ли своего материал для подтверждения или, наоборот, опровержения их, попытайся их сопоставить с теми знаниями, которые у тебя есть);
    3) эти «смысловые единицы», «опорные пункты» можешь пронумеровать (потом выписать);
    4) дай себе отчет о связи между этими «единицами», выдели главные из них, второстепенные, уясни их последовательность, реши, насколько она удачна;
    5) дай отчет в основной, ведущей идее работы. Вырази свое отношение к ней.
  4. При сложном материале нужно еще раз вернуться к вторичному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств. Целесообразно проделать их самому на бумаге.
  5. Для самоконтроля правильности понимания усвоения идей рекомендуется проделать упражнения, решить задачу.
  6. В конце работы, если нет смысла конспектировать ее содержание, хорошо сделать записи основных идей.
  7. При самостоятельной работе над материалом не увлекайся фактами, не стремись все их запомнить. Знай, что основной смысл твоей работы заключается в овладении новыми идеями, которые ты всегда можешь иллюстрировать своими примерами.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1П - просмотри текст (бегло);
2П - придумай к нему вопросы;
ЗП - пометь карандашом самые важные места;
4П - перескажи текст (используя ключевые слова);
5П - просмотри текст повторно.

Помните, что при работе с текстом учебника есть своя специфика, обратите внимание на алгоритм работы с текстом учебника.

  1. Прочтите название темы, заглавие параграфа и обдумайте его содержание, связь с ранее изученным учебным материалом.
  2. Прочтите весь параграф. Убедитесь, что новые термины и выражения вам понятны. Рассмотрите прилагаемые к тексту иллюстрации и схемы, постарайтесь понять главное в них.
  3. Выучите определения понятий, формулировки законов и правил, которые имеются в тексте. Подберите в учебнике или приведите свои примеры для их иллюстрации.
  4. Составьте план прочитанного (устно или письменно). Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказывать текст и как иллюстрировать свой ответ. Трудный текст прочитайте вновь, уясняя его по абзацам.
  5. Перескажите текст мысленно или в слух в соответствии с намеченной последовательностью изложения, так вы лучше запомните и уясните учебный материал.
  6. Проверьте, все ли задания в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное, выясните у товарищей или у учителя.

Если Вам задали составить конспект, то эта информация поможет вам грамотно его оформить.
II. Как составить конспект

  1. Запишите название произведения и его выходные данные.
  2. Дайте краткую характеристику исторических условий появления произведения.
  3. Составьте план произведения, пункты которого могут последовательно располагаться в тексте конспекта или же на его полях.
  4. Запись ведите, как правило, своими словами. Это способствует лучшему осмыслению текста.
  5. Применяйте систему подчеркивания, выделяйте большими буквами наиболее важное, используйте условные обозначения и сокращения.
  6. Оставляйте в конспекте широкие поля для дополнений, различных заметок, записи незнакомых имен и терминов, требующих разъяснения.
  7. При составлении конспекта по нескольким источникам разложите источники после первичного их чтения по широте охвата изучаемой теоретической проблемы, составьте на левой стороне разворота тетради конспект по произведению, принятому за основу, а на правой запишите дополнения из других источников.
  8. На полях конспекта делайте для себя краткие выводы, обращения к явлениям современной жизни.
  9. Соблюдайте правило цитирования: цитату брать в кавычки, указывая в скобках источник и страницу.

Типы конспектов

1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.

Краткая характеристика типов конспектов

  1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
  2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
  3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
  4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Вам задали написать реферат, обратитесь к данной статье.
III. Как написать реферат

  1. Четко сформулируйте тему реферата, которая бы кратко выразила его суть (в случае, если тема не задана учителем).
  2. Подумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет составить план реферата.
  3. Изучите литературу по данной теме.
  4. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе детального знакомства с темой.
  5. Выписки делайте на особых листах, карточках, удобных для последующей обработки и систематизации материала.
  6. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении литературы, в соответствии с пунктами плана.
  7. Реферат пишется по следующему плану:
    • во введении объясните, чем вы руководствовались, выбирая данную тему, покажите ее важность и актуальность;
    • раскрывая содержание темы, пишите логично, последовательно, высказывания авторов не забывайте взять в кавычки, над которыми обязательно поставьте порядковый номер цитаты, а в примечании сделайте сноски: укажите фамилию, инициалы автора, полное название произведения, место, издательство и год издания, соответствующую страницу;
    • в заключении сформулируйте основные выводы, к которым вы пришли. Постарайтесь обосновать, что дала вам работа над данной темой;
    • в конце приложите список литературы, которую вы использовали.

Вам требуется подготовить доклад?
Эффективно выполнить эту работу поможет план-схема.
IV. План-схема для работы над докладом, сообщением.

  1. Прочитайте материал учебника по заданной теме.
  2. Составьте план своего рассказа.
  3. Подберите дополнительную литературу по данной теме.
  4. Привлеките наглядный материал, используйте в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры  видеофильмов и т.д.
  5. Подумайте над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам.
  6. Перед началом доклада напишите  план, назовите литературу, которой пользовались, начертите, если нужно, диаграммы, таблицы.
  7. Во время выступления следите за правильностью речи.
  8. Не забывайте обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекайтесь на пересказ их содержания.

Вам необходимо составить тезисы, воспользуйтесь предложенной схемой.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи, сообщения.

  1. Прочитайте текст и разделите его на логически законченные части, т.е. составьте план.
  2. Найдите в тексте основные мысли и их аргументацию, которые дают ответ на вопросы плана.
  3. Оформите записи.

V. Как научиться выделять главное в учебной информации.
Памятка по обучению умений выделять главное в учебной информации.

Что есть главное?

Главное – это предмет мысли, сущность данной информации. Выделенное и специально зафиксированное главное прочно и надолго сберегается в памяти и может быть при необходимости вновь «развернуто» - с деталями, аргументами, всем «фоном». Выделение главного способствует не только прочному и долговременному запоминанию, но и развитию логического мышления, так включает в себя многие мыслительные операции: анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сравнение и конкретизацию при изучении программного материала.

Алгоритм действий при выделении главного.

  1. Определить предмет мысли (О чем идет речь в этом параграфе, статье).
  2. Найти ключевые слова и понятия. (Выделите (подчеркните) ключевые слова, если вам встретилось не знакомое слово (понятие), обратитесь к словарю).
  3. Отделить главное от второстепенного (произвести сортировку материала).
  4. Обозначить в тексте (или зафиксировать в процессе слушания) смысловые опорные пункты для краткого пересказа.
  5. По этим пунктам кратко пересказать (или записать) главное, (кому как удобнее: в виде пунктов плана, тезисов, рисунков, схем, формул и т.д.).


По материалам сайтов:
 http://express-externat.spb.ru/m/
 http://www.lycee81tmn.ru/dz.php

< Пред.   След. >