Главная arrow Информация arrow Подготовка к ЕГЭ: советы психолога родителям  
пятница, 20 октября 2017
Подготовка к ЕГЭ: советы психолога родителям Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Лесина Людмила Ивановна, педагог-психолог   
среда, 09 марта 2011

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помогать ему освобождаться от негативных эмоций.

Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с листами, на которых задания ЕГЭ. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии, потому что  не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения  к этому родителей. В период сдачи ЕГЭ стрессовые состояния вполне нормальное явление. Лёгкий мандраж и эмоциональные всплески стимулируют работоспособность, усиливая умственную деятельность человека.

В выпускном классе учащиеся остро нуждаются в поддержке родителей. Но, к сожалению, вместо добрых слов им чаще всего приходится выслушивать постоянные нотации: «опять уроки не сделал, хочешь завалить ЕГЭ?», «если не будешь учиться, отберу компьютер», «почему у тебя низкий балл по контрольной? Так и будешь всю жизнь грузчиком работать» и т.п. Обстановка в доме накаляется, ребенок чувствует родительский пресс и испытывает негативные переживания.

Бывает и другая сторона медали. Родители, сопереживая своему ребенку, сами начинают накручивать себя. В итоге все их слова и поступки сопровождаются чрезмерными эмоциональными выбросами. Впору ученикам оказывать им свою поддержку. Хотя такой подход отчасти и мобилизует внутреннее состояние ребенка - занимаясь чужими проблемами, он забывает про свои, но не стоит взваливать на его плечи все свои переживания. Силы ему ещё пригодятся для экзамена.

Психологи советуют родителям взять себя в руки и создать своему ребенку такие условия, в которых ему будет максимально комфортно выполнять домашние задания и осуществлять подготовку к ЕГЭ. Не стоит постоянно запугивать его - это не помогает, напротив, у ребенка выстраивается эмоциональный внутренний барьер, который ему сложно преодолеть. Лучшая помощь родителей - это поддержка, собственное спокойствие и правильный настрой.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам?

I. Психологическая поддержка.

  • Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Существуют ложные способы: так типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.
  • Не тревожьтесь сами и не беспокойте ребенка о количестве баллов, которые ребенок может получить на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент НЕ могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Следует совместно с ребенком создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ним его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
  • Поддерживать ребенка – значит верить в него. «Ты сможешь это сделать», «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с заданиями ЕГЭ.
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
  • Опираться на сильные стороны ребенка, забыть об его прошлых неудачах.
  • Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
  • Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

II. Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее, во время тренировки по тестовым заданиям, приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу. Важно отвечать не на ВСЕ вопросы, а на те, ответ которых хорошо известен;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знает ответа на вопрос или не уверен, пусть пропустит его и отметит, чтобы потом к нему вернуться; если не сможет в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Самый распространенный при подготовке среди школьников и студентов способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию.

Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение. Читая один раз, ребенок "включает" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Предлагается один из способов организации процесса повторения, который, как показала практика, дает наибольший эффект: ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одной темы, не очень большой по объему. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.

III. Забота о физическом самочувствии вашего ребенка в период подготовки и сдачи экзаменов.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления.

Важно, чтобы выпускник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе.

Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Можно и даже нужно баловать ребенка любимыми лакомствами. Также окружающая обстановка и место для занятий должны соответствовать рабочему настрою и в то же время нравится ребенку.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Накануне экзамена договоритесь с ребенком, что вечером он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. С вашей поддержкой, уважаемые родители, ему будет намного легче справиться с предстоящим испытанием. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Пусть он знает, что вы верите в него.

Источники:

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб., 2006.
  2. Грецов А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М., 2005.
< Пред.