Главная arrow Информация arrow К теме «Общение». Позиции в общении.  
понедельник, 21 августа 2017
К теме «Общение». Позиции в общении. Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Лесина Людмила Ивановна, педагог - психолог   
четверг, 20 октября 2011

Общаясь, каждый человек сознательно или подсознательно, ведет себя характерным образом, занимает определенную позицию. Американский психолог Эрик Берн создал теорию, получившую название «Трансактный анализ». Следуя этой теории, каждый человек, взаимодействуя с другими людьми, может находиться в любой из трех выделенных Берном позиций общения: Родитель, Взрослый, Дитя.

Человек находится в позиции Родителя (Р), если он говорит, действует так, как это делали в его детстве родители или авторитетные взрослые. Родитель удерживает все правила и запреты, которые слышал в детстве без критической переработки. В рамках Родителя все установки и принципы являются абсолютной истиной, которая не подвергается сомнению. В речи часто содержится оценка – положительная или отрицательная, общение «сверху – вниз», с позиции старшего, не обязательно по возрасту.

Когда человек занимает позицию «Карающего Р», то позволяет себе давить на окружающих, кричать, в нетактичной форме делать замечания, поучать. При этом лицо – осуждающе-сердитое, брови насуплены, губы поджаты, голова неодобрительно покачивается, указательный палец поднят вверх. Слова и словосочетания: «Запомни раз и навсегда!», «Ну, сколько можно говорить!», «Надо», «Нельзя», «Должен».

Но Родитель может быть и заботливо-опекающим, в этом случае он защищает, поддерживает, одобряет, помогает, утешает, сочувствует. Гладит по голове, проговаривает: «Не вешай нос, все наладится», «Давай, я тебе помогу», «Не расстраивайся из-за пустяков».

Узнали себя? Может ли Ваш ребенок быть в позиции Р.? Да, может, в тех случаях, когда он считает, что знает что-то лучше, чем Вы. Всегда ли Вы общаетесь со своим  подросшим ребенком, именно находясь в позиции Родитель?

Позиция Дитя также отражает опыт детства, но в отличие от Родителя Дитя сохраняет в основном эмоции и переживания, впечатления и чувства – как положительные, так и отрицательные. В общении Дитя выражает себя больше не словами, а выражением чувств: плачет, смеется, надувает губы, вздрагивает от испуга, хнычет, дразнит, смущается. Позиция Дитя часто проявляется в поведении, характерном для детей: принятие положения младшего или зависимого, обращение за помощью, или, наоборот, капризы, выражение упрямства, бунтарства, непослушания, протеста и т.д.

Характерные словосочетания Дитя: «Хочу», «Не хочу», «Подумаешь», «Боюсь», «Я не знаю, смогу ли я», «Я правильно это делаю?», «Я хотел только…». Позиция Дитя характерна для многих видов бессловесного общения – танцы, игры, любовные отношения, «боление» на стадионе и многое другое.

Узнали себя? Бываете ли Вы в позиции общения «Дитя»? Всегда ли ваш ребенок, общаясь с вами, находится в этой позиции?

Позиция Взрослый. Общение с позиции Взрослый – это обсуждение, высказывание мнений, обмен сведениями и информацией, беседа по поводу совместных действий. Взрослый общается из самостоятельно полученного опыта и знаний, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций.

Этому соответствует мимика, способствующая внимательному слушанию – прямой взгляд, заинтересованность, изменение выражения лица в соответствии с ситуацией. В речи Взрослого часто используются слова: «Почему», «Когда», «По сравнению», «Вероятно», «Я полагаю» и др. Подстройка к партнеру происходит преимущественно на равных.

Согласитесь, данная позиция общения наиболее оптимальна для общения как со старшими подростками. Так и в общении со взрослыми людьми, коллегами по работе.

Каждый из нас использует в общении все три позиции. Без любой из них общение оказалось бы неполным и обедненным. В каждой конкретной ситуации использование одной позиции будет эффективным, а других – в меньшей степени.

Предлагаю пройти небольшой тест, который так и называется: «Три Я»  


Какую из позиций общения чаще занимаете Вы?

Прошу Вас искренне отвечать на вопросы теста.

Инструкция: Оцените в баллах от 0 до 10, насколько эти высказывания характеризуют Вас.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
  11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.
  12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающийся человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов: Подсчитайте сумму баллов отдельно – по трем блокам вопросов.

  • напротив вопросов 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – поставьте букву Д (позиция Дитя);
  • напротив вопросов 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В (позиция Взрослого);
  • напротив вопросов 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р (позиция Родитель).


Подсчитайте баллы. Расположите их в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей. Например, ВДР – вы обладаете развитым чувством ответственности и т.д., т.е. в общении у Вас преобладает позиция В. Хуже, если на первом месте стоит Р. А почему, проанализируйте сами.

Надеюсь, что данный материал поможет Вам конструктивно простраивать процесс общения с разными категориями людей.

< Пред.   След. >