Главная arrow Информация arrow Советы логопеда: как помочь ребенку избежать школьных проблем?  
вторник, 17 октября 2017
Советы логопеда: как помочь ребенку избежать школьных проблем? Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Мельникова Валентина Афанасьевна, учитель - логопед   
четверг, 04 апреля 2013

Для любого родителя его ребенок самый лучший, талантливый, красивый. Пока ребенок маленький, родители часто не задумываются о том, что с его взрослением жизнь предъявляет к нему все большие требования.

Очень часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Поскольку речь необходимая основа мышления и его орудие, следовательно, от уровня речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями. Речевые дефекты могут ограничивать возможности адаптации ребенка в социальной среде (в классе, в школе). Это может порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения и т.д.

Речевые нарушения, как правило, не проходят сами и могут в начальной школе отрицательно повлиять на способность к обучению письменной речи (чтению и письму). В этом случае обязательно надо своевременно обратиться за помощью к логопеду.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (например: «матик»-мальчик, «девотька, деатька»-девочка, «тиифон, тиихон»-телефон, «пубики, пупики»-кубики, «каваада»-сковорода, «катоська, катотька»-картошка.

Нарушение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например: «ку»-кубики, «ма»-маленький, «мако»-молоко, «дека»-девочка, «исипед, сипед, апед»-велосипед, «авада, ада»-сковорода, «атуа»-температура, «фон»-телефон, «деи»-делает, «синя»-машина).

Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу, тууу»-уехали; «бибика»-машина; показ движениями рук со звукоподражаниями «ууу, ввв» или без звукоподражаний-самолет.

Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «мами, мамом, с мами»-с мамой; «капает апатом»-копает лопатой, «нога иглуськи»-много игрушек; «скадёт пиамидки»-складывает пирамидку.

Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д. Нежелание слушать сказки, стихи.

Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему.

Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.

Нарушение общения: эти расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях, но, чтобы оценить характер и сложность речевых нарушений, лучше обратиться к специалисту – логопеду.

КОГДА НАЧАТЬ

С какого возраста необходимо исправлять неправильное произношение звуков?

Исправление произношения предусматривает осознание ребенком работы артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим показом и объяснением логопеда.

Занятия с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

  1. Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективное пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  2. Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
  3. Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  4. Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  5. Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  6. Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  7. Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  8. Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  9. При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма.
< Пред.   След. >