Главная arrow Информация arrow Психологическая подготовка будущих первоклассников к обучению в школе  
суббота, 21 октября 2017
Психологическая подготовка будущих первоклассников к обучению в школе Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Лесина Л.И., педагог-психолог   
суббота, 18 апреля 2015

Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами  первоклассников,  мысленно усаживаются за парты и их родители.

Как готовить детей к школе?

Малыш должен обладать некими психическими ресурсами, позволяющими ему перейти к другому образу жизни. На основании специально проведенных исследований психологи выделили определенные компоненты, из которых складывается психологическая готовность к школе. 

Наиболее важное значение приобретают:

  1. Интеллектуальная готовность, под которой понимают достаточный уровень сформированности познавательных процессов. Наибольшее значение здесь придается сформированности наглядно-образного и логического мышления; уровню развития воображения, произвольного внимания, образной и смысловой памяти.
  2. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения. Здесь же выделяется важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей.
  3. Эмоционально-волевая готовность, которая предполагает достаточно развитый уровень регуляции поведения, умение преодолевать «непосредственные импульсы», контролировать свои действия.
  4. Готовность к общению с одноклассниками и с учителем.

Родители, готовя ребенка к школе, учат его читать, считать и писать, думая, что этим исчерпываются их семейные возможности. Психологам первым стало ясно, что, к сожалению, эти навыки не в первую очередь нужны «среднему», поступающему в обычную школу ребенку. Читать и считать, даже не умеющего ребенка, довольно быстро и эффективно научит учитель, пользуясь специальными методиками. Главная задача семьи состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей.

В процессе разнообразных видов активной деятельности (игра, рисование, лепка, конструирование, речевое общение, труд, драматизация, экспериментирование и т. д.) происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих ребёнка к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, будущий школьник приобретает ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели. Осуществляя подготовку к школе, родители вносят определенную коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. Психологи в один голос утверждают: в подходе к ребенку понимание должно предшествовать наставлениям и советам.

«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.

Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением, одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше. Физическое здоровье главный, но недостаточный фактор для учебы в школе.

И еще один совет. Не «натаскивайте» ребенка. Готовьтесь с малышом к школе вместе, чтобы процесс шел просто и естественно в игровой, развлекательной форме, интересной вам обоим. Не отнимайте у ребенка детства раньше времени! Но и здесь важно найти золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют, дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Всегда надо быть на шажок впереди цели — но она должна быть достижимой, соответствовать детским возможностям. Помните: у тех, кто испытал неудачу, снижается желание учиться, пропадает интерес к новому, незнакомому... А без такого интереса - как учиться?

Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два ребенок замкнется и перестанет спрашивать. Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

Итак, больше рассказывайте детям, но и спрашивайте их, закрепляйте правильное и четкое произношение, расширяйте запас слов. Если вы обнаружили, что речь вашего ребенка недостаточно хорошо развита, беден словарный запас, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, нужно немедленно увеличить разговорную часть вашего общения. Чаще задавайте ребенку разнообразные вопросы и отвечайте на все его «Почему?» и «Зачем?». Если у ребенка есть нарушения в звукопроизношении, не откладывайте встречу с логопедом; скорее всего, вашему ребенку необходимы индивидуальные занятия под его руководством.

Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни.

Не менее важна тренировка пространственного восприятия. Понятия верх, низ, справа, слева, впереди, сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Ребенок с этим вскоре начнет справляться, но важно, чтобы он осознанно видел пространственные соотношения. Если ребенок путается (особенно часты нарушения пространственного расположения у леворуких детей), не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз. Дети обычно любят возиться с конструктором. Но и к этим занятиям надо присмотреться и оценить, как работает ребенок, когда ему интересно, и насколько точно он выполняет ваши задания. Если видите, что ребенок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро ее забывает, - не успокаивайте себя тем, что подрастет и «поумнеет». Надо, скорее всего, упростить задачу: подразделить инструкции на ряд самых несложных действий - и осваивать их по очереди. Не проводите такие занятия если ребенок устал, перевозбужден или не оправился после болезни. Гораздо легче удержать детское внимание и повысить ценность занятий, если работа будет не одноразовой, а с «продолжением». Старайтесь избегать укоряющего тона, грубых окриков и таких вот руководящих указаний: «Сколько раз повторять одно и тоже», «Опять ты делаешь не то... не так...». Не забудьте похвалить ребенка за правильно выполненную работу, даже если сделано не все и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но вот ты забыл...».

 


Внимание!

Ребенок 6-6,5  лет не может работать долго: 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Учителя отмечают, что ребенка-первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему так получается? У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.

Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр. Если на пороге школы ребенок не умеет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным результатам приводят и чрезмерная строгость взрослых, подавление активности малыша (тактика диктата). Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может научиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной деятельности. При подготовке ребенка к школе необходимо обратить внимание на память ребенка. В процессе учебы запоминать придется многое: что же делать? Психологи рекомендуют задавать материал как можно более мелкими порциями.

 


Вывод:

Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления!

Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе — уровень физического, познавательного, мотивационного развития ребенка, состояние его здоровья. Состояние здоровья определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка. Ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя по паспортным данным он вроде бы уже подошел к школьному порогу... Плохую службу в подготовке к школе оказывает непродуманная тактика подхода родителей к детям, когда они из лучших побуждений, стремясь преодолеть нежелательные привычки своих детей, начинают пугать их школой: «Пойдешь в школу, учительница быстро заставит тебя слушаться. В школе не пикнешь!». Такие высказывания вызывают у ребенка недоверие к учителю.

Итак, родители должны иметь в виду, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, осмысленной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику  необходимые для успешного вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.
 

< Пред.   След. >